Операция «Мелиорация»

Земля ждет любви и уважения
Земля ждет любви и уважения

В нескольких километрах от Березы, вдоль дороги на Ивацевичи, рос лес. В прошлом году деревья и кустарники выкорчевали, болото осушили. На месте непроходимого ивняка раскинулись угодья сельхозпредприятия — филиала «Луч» Березовского сыродельного комбината. Но пользы от новых земель, часть которых отвели под пастбище, а часть засеяли, пока никакой. Летом шестая часть участка Заречье была залита водой: осушительная система не справилась с водооттоком. Коров на пастбище не выпускали, боялись, что увязнут. По той же причине остались «зимовать» четыре гектара проса: механизаторы боялись за технику. А урожай зерновых на мелиорированных землях Заречья составил всего 11 центнеров с гектара...

Первый раз болото за деревней Заречье осушили в 1963 году. Но из–за недостаточного стока на пашне стояла вода. Строить насосную станцию ради такого небольшого участка посчитали расточительством. Со временем земли заросли лесом и кустарником. С середины 90–х мелиораторы проводили здесь изыскания, желая вернуть в севооборот когда–то отвоеванные у природы угодья. По решению Березовского райисполкома в 2005–м участок Заречье площадью 147 гектаров включили в республиканскую программу «Сохранение и использование земель на 2000 — 2005 годы». На реконструкцию мелиоративной системы выделили почти 917 миллионов рублей. Деньги потрачены, почему же нет никакой отдачи?

Директору филиала «Луч» Виктору Ковалевичу обидно за мелиораторов. Он считает эту профессию нужной, гордится, что его отец — заслуженный мелиоратор БССР. А тут получилось, что коллеги отца создали его хозяйству проблемы. Виктор Алексеевич разводит руками: «Проект не до конца проработан, нам придется года три доводить Заречье до ума за счет хозяйства».

Заказчик реконструкции — «Брестмелиоводхоз», проект выполнен предприятием «Полесьегипроводхоз», непосредственный исполнитель — ПМК–54 «Брестводстроя». Василий Романюк, главный инженер мехколонны, пессимизма Виктора Ковалевича не разделяет: «Если за землей ухаживать, все будет нормально. Через год, когда земля восстановит воздухо– и водоснабжение, будет результат...»

Специалисты Комитета госконтроля Брестской области, проверявшие, как расходуются выделенные на реконструкцию мелиорированных земель деньги, больше склонны верить руководителю хозяйства и собственным глазам. Главный специалист КГК Елена Лойко, с которой мы приехали в Заречье, ведет меня по полю и показывает: «Ивняк плохо выкорчеван, значит, опять будет расти. А вот, посмотрите, лежат бетонные полукольца. Посреди участка на протяжении двух километров идет законсервированный газопровод, кое–где полукольца выступают из земли. Из–за них весной во время пахоты дважды ломались плуги. Почему проектировщики ничего не предусмотрели по газопроводу? А валы?»

Да, валы в несколько сотен метров впечатляют. Чтобы не вывозить бурелом, а значит, удешевить проект, проектировщики предложили корневища деревьев и кустарников собрать в валы прямо в поле, полагая, что за лет пять они перегниют. Но кто мог подумать, что мелиораторы сгребут не только корневища, но и сами деревья, даже телеграфные столбы?! Участок вокруг валов уже заболотился...

Вот такая получилась реконструкция за 917 миллионов рублей. Сейчас у «Луча» просто нет выхода. Хозяйство вынуждено продолжать вкладывать деньги, чтобы хоть как–то сгладить чужие просчеты и оправдать выделенные государством средства.

Не проще ли было вообще не трогать Заречье, оставить живописный лес у дороги? Или сделать реконструкцию толково, как, скажем, в Дрогичинском районе? Повторная мелиорация в сельхозпредприятиях «Закозелье» и «Именинский» проведена так, что даже принципиальные контролеры КГК не смогли найти ни одной критической зацепки. Вот и пример рационального использования выделенных средств, за которым далеко ходить не надо, — Дрогичин рядом с Березой.

Результаты проверок рассмотрит республиканская коллегия Комитета госконтроля. Надо полагать, будут сделаны соответствующие выводы.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter