Они получили по заслугам

Не знаю, как вы, но я уже не могу смотреть передачи про почивших корифеев советского киноэкрана...
Не знаю, как вы, но я уже не могу смотреть передачи про почивших корифеев советского киноэкрана, которые лепятся телевизионщиками с совершенно холодным носом. Вот нам повествуют, как наследники знаменитого артиста делят семейный фарфор. Потом с жаром рассказывают, каким алкоголиком и подлецом был на самом деле любимец публики, хладнокровно пересчитывают количество мужей и пластических операций экзальтированной дивы экрана.

Хорошо, что у нас эта зараза — разоблачение известных людей — не распространилась. Сплетни и сплетенки не выходят за пределы курилки и рамок профессиональных сообществ. Да, конечно, есть зависть и интриги — признак нормального творческого организма, но к творцу относятся все же с пиететом.

Вот вчера в кинотеатре «Центральный» прямо с утра Национальная киностудия «Беларусьфильм» по собственной инициативе решила поощрить корифеев. Тех, кто вывел студию в 60 — 80–е гг. в лидеры кинодвижения. Работать и сниматься в Минске тогда было престижно. Не каждая из существовавших в СССР 39 кинофабрик могла этим похвастаться. Крепкий режиссерский корпус являлся тем самым хребтом, на который можно опереться.

Почетный знак «За заслуги» генеральный директор киностудии (кстати, 22–й директор за всю ее историю начиная с 1944 года) Олег Сильванович вручил лучшим. В списке — 26 фамилий. Живая история, летопись индустрии без кавычек. Кто–то получил медаль вчера, иные находятся на съемочной площадке и получат ее позднее.

Церемонию приурочили к 27 августа, которое сейчас в календаре значится Днем российского кино. Но, отдавая дань щемящему чувству ностальгии, вспомним, что для большинства наших кинематографистов эта дата навсегда осталась Днем советского кино.

Каждому из награжденных было что сказать. И, кроме слов благодарности, говорили о наболевшем. Остро и без книксенов. Известный сценарист, редактор, член Совета мэтров киностудии Изольда Кавелашвили посетовала, что в работу до сих пор не запущены национальные материалы о Евфросинии Полоцкой и Янке Купале... 

Сценарии готовы, прошли все экспертизы, многие их читали и знают. Но дальше благодарственных кивков и одобрительных хлопков дело не двинулось:
— Да и к работе надо привлекать свои кадры. Пока не обратимся к ним, не дадим им полную творческую свободу, никакого прорыва не будет, — ставит диагноз Кавелашвили. — С сожалением наблюдаю, что, например, немногие из учеников Виктора Турова сегодня в строю.

Председатель Белорусского союза театральных деятелей, худрук Драматического театра Белорусской армии Алексей Дударев, которого с киностудией сейчас связывает работа над проектом «Белые Росы–2» (киноповесть публиковалась в «СБ»), предостерег от увлечения модой и конъюнктурой: «Давайте в нашей кинематографической работе опираться все же на тех, у кого есть опыт, практика и, простите, талант».

Известный документалист Михаил Ждановский категорически отказался записываться в «стариков» ремесла:
— Какой же я «дед», коллеги, если сегодня уезжаю в командировку на съемки новой картины? — пошутил Михаил Андреевич.

Народный артист композитор Сергей Кортес вспомнил, что все 18 лет работы на студии были для него временем интереснейших встреч и самопознания. Нелли Добролюбова сосредоточила внимание на том, что, кроме профессионального счастья в течение 35 лет, минская «фабрика грез» подарила ей любимого мужа — Игоря Михайловича Добролюбова, режиссера «Белых Рос».
— Так что за что меня награждать? — улыбалась Нелли Ивановна. — Это я должна наградить «Беларусьфильм» за то счастье, что он мне дал.
...Вспомнили Александра Колбышева, постановщика фильма «Волки», ушедшего из жизни в этом году. Ему было всего 52.
— Если начать считать, кого с нами сегодня нет на этом празднике, станет горько, — не побоялся выглядеть сентиментальным еще один награжденный, режиссер Александр Ефремов. — Поэтому всем работы и давайте еще поработаем.
Лучше и не скажешь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter