Грустное путешествие к могиле деда, погибшего в 1942-м

Они погибли, чтобы ты дышал

В НАЧАЛЕ июля, сразу после Дня освобождения Беларуси от фашистов и торжественного парада в Минске, я ехал автомобилем в Москву. Дорогу избрал осознанно не самую короткую — через Могилевскую, Смоленскую и Калужскую области. Примерно по маршруту автобуса Бобруйск—Москва. Мне обязательно нужно было на Зайцеву гору. Дал слово матери, что в очередной раз поклонюсь праху ее отца, моего деда, Дяго Николая Устиновича. Он погиб в этих местах, защищая Москву на дальних ее подступах. Здесь с февраля 1942-го по март 1943 года шли ожесточенные бои за контроль над Варшавским шоссе. Фронт, по сути, увяз на нескольких высотах Барятинского района Калужской области, прилегавших к этой важнейшей транспортной артерии. Теперь в памяти потомков эта кровопролитная битва называется сражением за Зайцеву гору. Уже в его начале мой дед-политрук погиб и был похоронен в братской могиле у деревни Фомино. А в недалекое наше время он вместе с другими — известными и неизвестными — бойцами и командирами Красной Армии перезахоронен у мемориала «Зайцева гора».


Еще до «встречи с дедом» на обочине увидели информационный дорожный знак «Здесь у Зайцевой горы полегли 70000 бойцов. Чтобы ты мог дышать». Нам, если честно, в тот момент дышать становилось все труднее — от волнения и нахлынувших переживаний. Мы знакомились с музейными экспозициями, читали надписи на памятных плитах многочисленных братских могил с пробитыми солдатскими касками и еще кое-где свежим песочком. И все это время, и даже долгие дни и ночи после, меня не оставляла мысль: а ведь дед и все 120 тысяч наших солдат (именно такая цифра потерь, говорят, более точная), среди которых много и белорусов, сложили свои головы или покалечились на этих высотах. Они поступили как герои, всячески приближая и операцию «Багратион», и сам День освобождения Беларуси. Чтобы мы сегодня свободно дышали в нашей синеокой независимой и миролюбивой стране!

У нас в Беларуси, как и в братской России, эта память священна. Лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» для всех послевоенных поколений земляков совсем не пустые слова. От мала до велика, от Бреста до Мстиславля, на всей многострадальной и героической земле современники свято хранят традиции дедов и прадедов. Мы отлично знаем свою военную историю, доподлинно изучили хронологию поистине народной войны, правдиво и точно оцениваем свою роль в Великой Победе. Она принесла свободу от нацизма не только советским народам, но и всей, по сути, Европе. Вот бы и теперь, спустя многие десятилетия, всем на ее просторах иметь такую принципиальную и недевальвированную память...

Героика Великой Отечественной войны, почтение и благодарность ее ветеранам, воспитание подрастающего поколения на их подвигах и поступках — в ранге государственной политики в Беларуси. Она, эта политика, исходит прежде всего от самого Президента.

Вот и на днях Александр Лукашенко подписал Указ № 408, которым утвержден состав Республиканского организационного комитета по празднованию 75-й годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне (в сегодняшнем номере мы излагаем его суть). Скажу по этому поводу только одно: очень точно и выверенно белорусский народ по инициативе своего лидера отмечает День Независимости страны именно 3 июля. В этом сведении дат вся философия жизни нации — крепкий исторический фундамент и оптимизм завтрашнего дня. 

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ дом «Беларусь сегодня», разумеется, не стоит в стороне от столь важного государственного дела, наоборот, силами всех входящих в него СМИ поднимает эту работу на должную высоту. И «Сельская газета», верная своим традициям и предпочтениям своих читателей, готовит ряд публикаций. Один из заметных наших спецпроектов «Восставшие из пепла», который начал свой отсчет 3 июля нынешнего года, рассказывает о многих сожженных фашистскими карателями белорусских деревнях. Сожженных дотла вместе с мирными крестьянами. Но, в отличие от Хатыни, отстроенных выжившими жителями и вернувшимися с фронтов и партизанских отрядов земляками, достигших в послевоенные годы земного и людского благополучия и счастья. Таких адресов в каждом районе десятки и больше. У многих деревень и сегодня, несмотря на законы времени, всевозможные укрупнения и урбанизация, хорошие перспективы. В них обживаются молодые семьи, рождаются дети, работают школы и дома культуры, у людей есть любимое дело.

И, конечно, в каждой сожженной в годы военного лихолетья деревне стоят памятники. Ухоженные, пусть порой и достаточно скромные. Помимо других праздников и памятных дней, здесь хорошо помнят, передают из поколения в поколение день и час прихода гитлеровских карателей, их приспешников-полицаев с пулеметами и огнеметами, после которых остались лишь черные остовы печей… 

Эти деревни отстроились всем врагам и бедам назло. Они восстали из пепла!

Благодаря искреннему, никогда и никем не победимому духу народа. Его лучшие представители ни за что погибли от пуль, сгорели живьем под своими крышами. Чтобы мы с тобой могли сегодня свободно дышать.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter