Они поднимаются в небо, чтобы наладить жизнь на земле

Летчики МЧС. Кто они?
Летчики МЧС. Кто они?

Взревев мощными двигателями, вертолет Ми–8 резко оторвался от земли и, набрав небольшую высоту, тут же плавно опустился обратно на землю. Я недоуменно взглянул на сопровождающего, который, улыбнувшись, сквозь сильный грохот прокричал, мол, ничего страшного — обычное тестирование машины. А потом вертолет взмыл в небо. Так, в качестве «экскурсантов» наблюдая за плановыми тренировочными полетами, мы с фотокором завели знакомство с авиацией МЧС...

Аэромобильный отряд Министерства по чрезвычайным ситуациям был создан 21 августа 2002 года постановлением Совета Министров. Образовался он на базе реформированной 248–й отдельной вертолетной эскадрильи особого назначения, от которой эмчеэсовцам досталось 8 вертолетов и... дышащая на ладан база материально–технического обеспечения. Наверное, благодаря тому, что в отряд набирали только лучших специалистов со всей страны, порядок на базовом аэродроме «Липки» навели достаточно быстро. И приступили к работе, которая априори не может быть предсказуемой. Подтверждение этому — несколько характерных эпизодов из служебных будней «крылатых спасателей»...

Над бронеколпаком

Свое первое боевое крещение аэромобильный отряд МЧС получил в январе 2004 года, когда обрушилось железобетонное перекрытие в спортзале краснопольской средней школы. Поднятые по тревоге летчики на вертолете Ми–8 отправились к месту трагедии вместе с 22 врачами и грузом медикаментов. А в мощном вертолете Ми–26 перевозились две аварийно–спасательные машины и 26 спасателей Республиканского отряда спецназначения МЧС. В качестве аэродрома пришлось использовать очищенное от снега футбольное поле, но пилоты справились с испытанием и помощь подоспела вовремя. Обратным рейсом доставили на лечение в минскую клинику пострадавшего во время крушения мальчика–сироту. И когда он уже пошел на поправку, летчики, накупив игрушек и фруктов, навещали его в больнице.

В начале октября прошлого года в МЧС обратилась минчанка: ее брат пошел в районе Марьиной Горки собирать в лесу ягоды и не вернулся. Его искала милиция, военнослужащие армейских подразделений, жители окрестных деревень, но все тщетно. Ситуация осложнялась тем, что место предполагаемого исчезновения было окружено болотами и высоким камышом, поэтому видимость приближалась практически к нулевой. Немедленно был поднят в воздух один из экипажей авиационных спасателей. Через 10 минут после взлета летчики обнаружили мужчину, лежащего в зарослях камышей ничком и не подающего признаков жизни. Взяв на борт оперативно–следственную группу, пилоты вернулись на место обнаружения человека и, не найдя подходящей площадки для приземления, зависли в воздухе. Первым на лебедке с высоты 15 метров спустился начальник парашютно–десантной службы, следом за ним — прокурор, следователь и врач. Осмотрев тело мужчины, специалисты установили, что признаков насильственной смерти нет, составили соответствующий протокол и поднялись обратно в вертолет. А благодаря оставшемуся внизу начальнику парашютно–десантной службы, работавшему по колено в ледяной воде, на борт на специальной подвесной системе подняли тело умершего мужчины.

Все это время экипаж, пилоты первого класса, поочередно удерживали машину в висячем положении. А это, надо сказать, весьма непростое дело. Ведь по законам аэродинамики вертолет нужно уравновесить в четырех плоскостях. И чем больше высота зависания, тем сложнее летчику фиксировать машину. Движения должны быть поистине ювелирными. Словом, воздушным спасателям пришлось несладко. А через некоторое время на имя министра по чрезвычайным ситуациям пришло письмо от сестры найденного мужчины, в котором она благодарила летчиков за быструю и слаженную работу.

Достаточно уникальную операцию сотрудники аэромобильного отряда МЧС провели совсем недавно, в конце мая. К ним обратились представители благотворительного фонда «Память Афгана» с просьбой об оказании содействия в демонтаже бронеколпака для дальнейшего размещения его в экспозиции «Линия Сталина». Этот бронеколпак находился в Борисове, на кладбище, окруженный высокими деревьями. Кроме того, сооружение было намертво вмонтировано в бетон. По найденным чертежам инженеры высчитали, сколько примерно может весить бронеколпак — две с половиной тонны. К операции была привлечена группа стропальщиков МЧС, имеющих высшую категорию допуска к строительно–монтажным работам. Для облегчения работы экипажа в грузовой кабине поставили видеокамеру, чтобы летчики видели поведение колпака в воздухе. Это естественно, ведь стальная чушка полутораметрового диаметра, раскачавшись, могла наделать немалых бед. Наконец ранним утром при благо-приятных метеоусловиях командир звена подполковник Евдокимович аккуратно поднял бронеколпак и перенес в намеченное место. Вся работа заняла не более 10 минут. А вот готовились к ней почти трое суток...

Последний боевой вылет эмчеэсовцев случился за день до памятного урагана, пронесшегося по стране. Опять–таки в районе Марьиной Горки пропала женщина. Ее родственники обратились за помощью к министру по чрезвычайным ситуациям, который принял решение выделить вертолет Ми–2 для организации поиска. Женщину обнаружили достаточно быстро...

Потому что мы — пилоты

Вообще, потенциальные возможности авиации МЧС обширны: перевозка различных грузов, транспортировка тяжелобольных людей в профильные клиники, монтаж и демонтаж всевозможных «неформатных» конструкций, инженерная разведка местности, наблюдение за нефте– и газопроводами и т.д. Кстати, если будет принято решение о строительстве в Минске новой телевизионной башни, вряд ли возведение этого сооружения обойдется без участия эмчеэсовских вертолетов Ми–26, способных поднимать на большую высоту конструкции весом в несколько десятков тонн. Более того, для столь специфической работы в отряде есть и высококвалифицированные летчики, способные справиться с любой экстремальной задачей. В частности, командир звена подполковник Иосиф Шпак, который входит в десятку лучших пилотов единственного в мире в своем классе вертолета Ми–26.

В будущем в аэромобильном отряде МЧС планируют создать особое подразделение «летающих пожарных», способных десантироваться в недоступные с земли районы и проводить любые спасательные мероприятия...

В отряд, повторюсь, изначально отбирались только самые лучшие пилоты, потому что учиться азам некогда — такова уж специфика службы. Но исключительно на опыт здесь никто не полагается, постоянно совершенствуя свое мастерство. Недаром годовой налет летчиков–спасателей практически вдвое выше, чем у их армейских коллег.

Большинство пилотов МЧС принимали участие в боевых действиях в Афганистане, оказывали различную помощь в Сирии, Греции, Турции. Среди них практически все имеют государственные награды: орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» и «За отвагу», трое летчиков отмечены Благодарностью Президента. Особенно примечательна биография нынешнего и. о. начальника аэромобильного отряда Ивана Коваленко, на счету которого 901 боевой вылет и 950 часов налета за год военных действий в Афганистане. 22 июня 1985 года в Панджшерском ущелье вертолет под командованием Коваленко летел эвакуировать раненого бойца с одного из укрепившихся на верхушке горы постов. На высоте примерно 75 метров очередью из крупнокалиберного пулемета ДШК был перебит вал, и отлетела хвостовая балка. Вертолет потерял управление, начал вращаться и упал в итоге на минное поле. Машина не загорелась только потому, что там оставалось совсем немного горючего. Члены экипажа получили серьезные ранения, у Коваленко ручкой управления перебило связки на левой ноге, но от шока он этого не заметил. И в пылу боя несколько раз перебегал минное поле, безопасного прохода в котором не знал. Бог миловал пилота, а вскоре подоспела помощь...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter