Они не придут в школу

Скоро — 1 сентября, первый звонок, школьная линейка. В этот торжественный день некоторые школы недосчитаются учеников...
Скоро — 1 сентября, первый звонок, школьная линейка. В этот торжественный день некоторые школы недосчитаются учеников. Так происходит, к сожалению, ежегодно. Дети гибнут на пожарах, в авариях, тонут. Не сосчитать, сколько их сядет за парту с опозданием: недели, месяцы после начала учебного года проведут на больничной койке... Почему? Попробуем разобраться.

ГОРЬКИЕ УРОКИ

Для педагогов и учеников осиповичской средней школы № 1 этот первый звонок будет и радостным, и грустным. Они вспомнят тех, кто больше не придет. В конце мая, накануне каникул, в городе произошла страшная трагедия. На пожаре погибли мать и трое детей. Старший — Ярослав — осенью должен был идти во второй класс. На будущий год в школе ждали его брата Сережу, еще через год — сестренку Иветту. В голосе директора осиповичской СШ № 1 Сергея Сувеева, стоит ему заговорить о бывшем ученике, — неподдельная боль:
— Ярослав к нам в январе перевелся из гимназии. Такой светлый мальчик...

Не станет первоклассником Саша из деревни Ходосы Мстиславского района. В школу придут трое его братьев и сестра, которых не было дома, когда случился пожар. Спасатели после расскажут: в тот летний день дети отправились кто на рыбалку, кто к соседям. Отец — на работу. Мать отлучилась на огород. Видать, в тот момент пятилетний Саша, оставшийся за хозяина, и отыскал спички... Его вынес из пылающей хаты 17–летний сосед Андрей. Жизнью рисковал, пытаясь спасти ребенка. Но Саша спустя двое суток умер в реанимации.

Директор Ходосовской школы Александр Сапегин говорит, что сельчане трагедию многодетной семьи восприняли, как собственную. Помогали вещами, деньгами. Жаль им и погибшего мальчишку, и его родителей.

Родители Саши работящие, заботливые. Но нередко трагедии происходят из–за материнского и отцовского безразличия, халатности. В прошлом году Министерство по чрезвычайным ситуациям направило в Совмин предложение о введении ответственности родителей за оставление детей без присмотра. Заместитель начальника управления надзора и профилактики министерства Руслан Лихоманов не скрывает — оно до сих пор на стадии проработки:
— Юридических тонкостей много. Под эту статью может попасть педагог, отвернувшийся от ребенка на минуту. А бывает и так: семья благополучная, а дом не соответствует пожарным нормам. Что делать, если родители не пытаются устранить неполадки в срок? Изымать детей — чтобы не случилось беды...

ОШИБКИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ИСПРАВИТЬ

Тринадцатилетняя могилевчанка Надя должна была пойти в седьмой класс. Ее тело со дна залива в районе улицы Фатина подняли водолазы. Специалист Могилевской областной организации ОСВОД Андрей Кунцевич вспоминает:
— Плескалась в затоне — месте, запрещенном для купания. Видимо, далеко отплыла от берега, пропала из виду. Когда подружки ее хватились, было поздно...

Купаться в Днепре санэпидемиологи запретили. Вода не соответствовала нормам. Но городской пляж не пустовал. Расположись девчонки там — глядишь, Надю бы спасли. Но они выбрали место безлюдное.

...Школьные ошибки можно исправить. Переписать сочинение, подтянуться по математике. Но ошибки житейские порой непоправимы. И с этим осознанием жить пятнадцатилетнему подростку из Светлогорского района. 1 сентября он придет в школу, порог которой никогда уже не переступят его приятели. Те, кого он прокатил в отцовской машине. Одному было 15, другому — 16 лет.

Имя виновника аварии называть не стану. Ему и так тяжко — с парнем работает психолог. Директор школы недоумевает: как такое могло произойти? Ведь ученик не был проблемным. И вдруг потянуло на приключения — ночью стащил у отца ключи от машины. Сел за руль, не имея ни водительских прав, ни опыта. В итоге — минус две жизни и 14–летняя пассажирка–школьница в больнице...

Кого наказывать? Отца, не заметившего пропажу ключей? Но он, многодетный, один после смерти жены тянет детей.
Заместитель начальника управления профилактики УВД Могилевского облисполкома Александр Петрусевич уверен:
— Закон должен быть суров, но справедлив. Есть статья «Оставление в опасности», применимая как к детям, так и к взрослым. Но как она работает? Несколько лет назад на Могилевщине мать спаслась из горящего дома, а за ребенком в огонь не кинулась. Ее признали невиновной — сама была в опасности. И все же ответственность взрослых за детей надо четко прописать законодательно. Разграничив — ребенок погиб из–за халатности родителей или в результате несчастного случая.

Заместитель начальника управления Следственного комитета по Могилевской области Валерий Калин согласен: лучшая профилактика — неминуемость наказания. Во многих странах Европы за оставление детей без присмотра грозит кара. Американцев запросто на месяц лишат свободы. Канадцев, оставивших без присмотра ребятишек, которым нет десяти лет, и вовсе могут посадить лет на пять. Чтобы у нас родителей осудили за оставление детей в опасности, в Могилевском областном суде не припомнят...

...Летом в Столинском районе утонул третьеклассник. В Барановичском — пятиклассник. В Гомеле разбился десятилетний мальчик — выпал из окна восьмого этажа... За каждым конкретным случаем — а их немало — чье–то личное горе, слезы, раскаяние. Сочувствуем родным и близким погибших. Но чтобы печальная статистика не продолжалась, надо что–то менять в нас самих. Искоренять процветающую безответственность. Учиться основам безопасной жизнедеятельности. МЧС настаивает: курс ОБЖ надо ввести в обязательную школьную программу. Пока это факультатив и за знания не ставят оценки, дети особо не утруждают себя зубрежкой. А ведь речь идет о самом важном — человеческой жизни.

Начальник управления образования Могилевского облисполкома Леонид Смотрицкий сокрушается:
— Только на Могилевщине в этом году погибли шестеро детей. За аналогичный период 2011–го — один ребенок. Профилактическую работу педагоги, сотрудники МЧС, ГАИ, ОСВОД проводят немалую. Родители детей предостерегают от роковых ошибок. Но если трагедии продолжаются, значит, взрослые что–то упустили, недосмотрели... И не всегда их можно привлечь за это к ответу — закон несовершенен. К примеру, мы вот уже несколько лет пытаемся убедить одну семью отпустить ребенка в школу. Но мать и отец все предметы преподают ему сами на дому. Чем аукнется такое специфическое обучение — неизвестно. И дело не только в знаниях. Если ребенок, оторванный от сверстников, так и не сумеет впоследствии адаптироваться в обществе, это будет его личной трагедией. Но кто понесет за это наказание?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter