Она звалась Татьяной

Этому снимку (Я.Купала слева) – 90 лет!
Этому снимку (Я.Купала слева) – 90 лет!

...Красивая молодая пара и почтенный мужчина в пенсне. Янка Купала с женой Владиславой и орловский врач доктор Живописцев.

— Появление этого снимка связано еще с одним юбилеем — 80–летием самого поэта, — рассказала главный хранитель фондов Государственного литературного музея Я.Купалы Мария Чеботаревич. В 1962 году, как раз накануне празднования, в Минск пришло письмо из музея И.Тургенева в Орле, в котором говорилось о двух случайно найденных автографах Купалы. За наследием сразу же отправилась Ядвига Романовская, в то время главный хранитель фондов музея. Один из автографов, обнаруженных в Орле, оказался вариантом известного стихотворения «Плачет осень» из цикла «осенних напевов». Видимо, писал его вдохновленный Купала по памяти, потому опустил или... забыл первую строфу и само название. А вот второй автограф «Орлиные крылья» представлял посвящение Татьяне Живописцевой. До этого в Минске о нем ничего не знали. Удивительным этот факт показался еще и потому, что песняр не так часто посвящал стихи дамам.

...В 1915 году молодой поэт весь сентябрь провел в Орле в семье мецената, ветеринарного врача Живописцева. Семен Константинович помогал многим нуждающимся художникам и литераторам. Одним из них был Иван Тургенев. Именно Живописцев после его смерти ходатайствовал о создании на родине писателя библиотеки и музея. Есть предположение, что с Купалой меценат, родившийся в Гомеле, познакомился в Петербурге на знаменитых встречах землячества у Эпимаха–Шипилы.

Младшая дочь доктора 19–летняя Татьяна была хороша собой и остроумна. Она пробовала писать стихи и даже памфлеты на местное купечество. Разве могло столь лирическое общение не тронуть романтической души поэта! Безусловно, экспромт с подписью автора «12. IX. 1915. Орел» был написан под впечатлением от обаяния Татьяны. «Арлiныя крыллi/ Душа твая мае,/ К красе яна й сiле/ Свой сцяг уздымае/». Скорее всего, красивая дружба двух молодых людей, очень близких по духу, во что–то большее не переросла. Во всяком случае, в следующем году Купала женился на другой девушке. Тогда же, в 1916–м, состоялась еще одна встреча с Живописцевым. По всей вероятности, Семен Константинович в Полоцк, где Купала находился на службе, приехал специально, чтобы поздравить любимого поэта с днем рождения и познакомиться с его женой. Счастливую встречу решили запечатлеть. Возможно, фотографии получили все герои снимка, но до наших дней дошел только этот, подаренный доктору Живописцеву.

В 1919 году незадолго до своей смерти он передал личный архив в музей Тургенева. Среди писем и фотографий русского писателя оказались и бережно сохраненные два автографа Купалы. Несколько документов случайно достались бывшей домработнице Живописцевых, в том числе две уникальные фотографии (на второй молодожены снялись вдвоем). Она уже готова была их передать специально приехавшей племяннице поэта, Ядвиге Романовской, но вмешался супруг.

— Этот человек, не знавший даже имени Купалы, увидев, как я обрадовалась найденным фотографиям, без стеснения заявил, что, мол, снимки ему тоже очень дороги. Я тут же достала все деньги, которые у меня были, и отдала, — вспоминает Ядвига Юльяновна эпизод возвращения реликвии.

Фотографии, как люди. Они живут своими судьбами. А посвящение Татьяне Живописцевой оказалось пророческим. Заканчивалось оно печально: «Лунай жа, саколе.../ Пакуль цябе доля к зямлi не прывяжа,/ Пакуль не растопча жыццё крыўдай грудзi...» Известно, что Татьяна не была счастлива в браке и умерла в расцвете лет... в один год с Янкой Купалой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter