Надо не жаловаться на засилье импортных плодов, а самим производить больше

Она кусачая, эта апробация

СТАЛО модным жаловаться на засилье импортных яблок. Производители твердят: на прилавках в изобилии польские, а наши трудно сбыть. Осмелюсь утверждать, что это не совсем так.

В этом году сельхозорганизации и фермеры соберут рекордный урожай плодов и ягод — 130 тысяч тонн, 90 процентов из которых — яблоки. В 2015-м было 104 тысячи. Но даже при таком результате отечественный рынок мы не насытим. Прошу простить за обилие цифр, но в данном случае это необходимо. В прошлом году экспортировали в Россию 47, импортировали преимущественно из Польши — 115 тысяч тонн. Отрицательное сальдо — 68 тысяч. Нынешняя прибавка все равно ситуацию не выровняет. Значит, надо больше производить.

Прогресс в отрасли есть, хотя и недостаточный. За 12 лет сбор яблок вырос почти в 4 раза. За прошлую пятилетку заложено 7,7 тысячи гектаров садов. При этом их общая площадь уменьшается, а урожай растет. Почему? Ответ прост. Раскорчевываются старые сады, которые порой лишь числились на бумаге, но не давали товарной продукции. Их место занимают интенсивные насаждения с современными сортами, хранящимися до следующего урожая.

Специалисты подсчитали: чтобы полностью обеспечить свой рынок, надо заложить еще 2,5 тысячи гектаров садов. Казалось бы, чего проще: бери и сажай. Тем более что  уже шесть лет не завозим импортные саженцы, в питомниках каждый год выращиваем около 3 миллионов своих. Но именно с ними возникает немало проблем.

Каждый саженец должен пройти процедуру апробации — определения сортовой чистоты. Дело нужное, но, жалуются садоводы, уж больно дорогое. За партию до 100 штук одного сорта надо заплатить 0,6 базовой величины, за каждые следующие 100 — 0,3. В итоге набегает приличная сумма, и каждая бумага становится поистине золотой. Например, за эту процедуру для 22 гектаров сада одному хозяйству пришлось выложить 52 миллиона старых рублей. При том, что саженцы были своими.

В 2013  году принят новый Закон «О  семеноводстве», в котором четко прописано, что всю апробацию новых сортов в питомниках будет проводить Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений. Документ нужный и правильный. Но процедура применения не всегда на высоте. Часто ее проводят люди, не имеющие опыта, лишь прослушавшие краткий курс сортовых особенностей культур. Профессионалы скептически относятся к их возможностям. Предлагают аттестовать опытных питомниководов и разрешить им проводить апробацию по прямым договорам с хозяйствами.

В этом году на поддержку плодоводства выделено 22 миллиарда неденоминированных рублей бюджетных средств. Государство заинтересовано, чтобы они расходовались рационально и прозрачно. Поэтому, например, как и в других сферах, при закупке саженцев проводится тендер. Торги электронные. Казалось бы, все правильно. Но при поступлении посадочного материала хозяйства и фермеры нередко жалуются на то, что поставщик недобросовестный, отгрузил не то или плохого качества. Нужно предусмотреть ответственность таких организаций и включать их в список поставщиков, временно не допускаемых к госзакупкам.

За пятилетку построено хранилищ на 40 тысяч тонн. Теперь их общая емкость — 103 тысячи. На нынешний урожай с учетом осенней реализации и переработки достаточно. Но проблема в том, что объемы по хозяйствам распределены неравномерно: в одних избыток, в других — нехватка. Значит, надо возводить новые.

Государство поддерживает отрасль бюджетными и кредитными средствами: закладка садов, орошение, ограждение, покупка техники, удобрений, средств защиты, научное сопровождение. Часто деньги шли на безвозмездной основе, займы выдавались не всегда продуманно. Сейчас подходы строже. Банк развития будет кредитовать только те проекты, которые пройдут строгий отбор, подтвердят эффективность. В отрасли нельзя рассчитывать лишь на поддержку государства. Нужно активнее привлекать коммерческую составляющую. Почему бы не предложить постоянным российским партнерам на взаимовыгодных условиях вложиться, скажем, в строительство нового фруктохранилища или других подразделений?

Словом, производителям плодовой продукции надо не только жаловаться, просить помощи, но и самим шевелиться. Прибыль-то получают они.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter