Эксклюзивное интервью. Внук народной артистки СССР Галины Макаровой связал свою жизнь с кино и собирается снять о бабушке фильм

Он пришел с мячом

Главной новогодней кинопремьерой Беларуси стал российский фильм «Движение вверх». История легендарной победы сборной СССР по баскетболу над американцами сейчас собирает полные залы. Но нам эта лента интересна не только драматизмом событий, но и тем, что в той советской команде были белорусы. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что в роли одного из игроков той всемогущей сборной Александра Болошева снялся белорус Егор Климович. Между прочим, внук народной артистки СССР Галины Макаровой и заслуженного артиста БССР Павла Пекура.

В легендарной баскетбольной сборной Егору КЛИМОВИЧУ досталась роль Александра БОЛОШЕВА (№ 8).

Два года съемок

— Егор, помнится, вы уезжали в Москву учиться кинорежиссуре, а стали вдруг актером…

— Немного не так. Меня пригласили работать режиссером на канал «Эксперт-ТВ». А до этого работал на СТВ. Я согласился. Параллельно посещал режиссерские курсы Александра Митты. Потом меня пригласили в кино в качестве режиссера монтажа. В этой сфере я сделал неплохую карьеру: у меня около двадцати работ. Трудился и как режиссер сериалов. При этом периодически из-за моего высокого роста да из-за того, что, говорят, я еще и симпатичный парень, меня звали сниматься в кино. То есть у меня в копилке несколько эпизодов и, соответственно, небольшой актерский опыт. Так у меня появился агент, от которого я и узнал, что готовится фильм про баскетболистов. Естественно, я загорелся. Ведь когда-то играл в чемпионате Беларуси за команду РТИ, то есть определенные навыки у меня есть. Меня пригласили на пробы.

— И сразу взяли?

— Здесь надо пояснить. На самом деле это уникальный и очень масштабный проект. То, что зрители видят сейчас, лишь вершина айсберга. Мы работали над ним два года. Год мы репетировали тот легендарный финальный матч. И утверждение на роль, подписание договора случились только непосредственно накануне съемок. В принципе, мы знали, каким будет актерский ансамбль, но понимали, что замена актера может произойти в любой момент. 

— Дублеры у вас были?

— Лично у меня и еще двоих ребят — Александра Ряполова, который исполнил роль Алжана Жармухамедова, и Кузьмы Сапрыкина, игравшего Ивана Едешко, — не было. У остальных — да. Съемки были сложными и продолжительными еще и потому, что сначала снимали сцену с дублерами — это были общие планы, а потом эти же движения повторяли актеры, и их снимали крупными планами.

— Что не срослось с баскетболом?

— Я получил два открытых перелома, поэтому спортивную карьеру пришлось поменять на кинематограф, чему я очень рад. Кстати, самый яркий постановочный трюк в фильме — бросок сверху из-под ноги — доверили выполнять мне, потому как знали, что в свое время в Минске в НБЛ я был чемпионом по слем-данкам. 

Американцы теперь не соперники, а друзья

— Как складывались отношения на съемочной площадке со звездами: Владимиром Машковым, Маратом Башаровым, Андреем Смоляковым?

— С Владимиром Львовичем мы познакомились еще до съемок: были читки сценария, репетиции. И уже тогда у нас сложилась одна большая семья. Все были заинтересованы, чтобы получился хороший фильм, поэтому мастера кино всегда подсказывали, если не получалось сыграть какую-то эмоцию, реакцию. То есть здесь я прошел неплохую актерскую школу. Плюс ко всему на тех, кто исполнял роли игроков, легла очень серьезная физическая нагрузка. Мы по двенадцать часов в день играли в баскетбол. Они видели, что мы вкалываем, и относились с уважением.

На площадке консультантом был Иван Иванович Едешко, тот самый, который в том матче в 1972-м дал последний пас Александру Белову, после забитого мяча которого СССР и стал чемпионом. Это действительно уникальный человек, он смог нам передать командный дух, и со временем мы на самом деле почувствовали себя единым целым. Мы стали близкими друзьями. Новый год вместе встречали, постоянно созваниваемся и переписываемся. Сейчас ездим на презентации фильма и получаем от этого удовольствие, окунаемся в воспоминаниях в то время, когда вместе снимались. Более того, мы сдружились даже с американскими ребятами. 

— До этого у вас были эпизоды, сейчас — большая роль. Не думаете поменять режиссуру на актерскую профессию?

— К сожалению, в фильме моя роль получилась не такой уж и большой. У меня были драматические сцены, интересные диалоги, но на монтаже их убрали. Если говорить о планах, то ближайшие полгода я буду занят своим документальным фильмом про голливудского актера, единственного российского чемпиона UFC Олега Тактарова. Это большой международный проект, где я являюсь продюсером и режиссером. Безусловно, мне поступают какие-то предложения сыграть ту или иную роль, но, однажды поработав в таком серьезном проекте, как «Движение вверх», не на все хочется соглашаться. Однако от интересной работы не отказался бы.

По бабушкиному пути

— Не знаю, мечтали ли ваши бабушка с дедушкой о продолжении династии, но оно случилось, пусть и через поколение. Что вам передалось от великих родственников?

Галина МАКАРОВА.
— Хочу уточнить. Моя мама после завершения спортивной карьеры, а она была рекордсменкой Беларуси по легкой атлетике, стала успешным режиссером. Она делала «Контуры» на ОНТ. Папа, кстати, вообще актер. В свое время он снялся в нескольких хороших фильмах, например, «Несрочная весна». Играл роль Мастера в спектакле «Мастер и Маргарита». Он и сейчас по возможности снимается. Но дело в том, что родителям было тяжело дотянуться до тех высот, которых достигла бабушка. 

Однако я по сей день чувствую ее энергетику, она для меня пример для подражания. Она в свое время была рекордсменкой Беларуси по мотокроссу, а уже потом увлеклась кинематографом. Получается, что где-то я повторяю ее путь. Не помню, чтобы бабушка повышала на любимых внуков голос. Эти ее теплота, доброта передались и очень помогают в работе и общении с людьми. 

Вижу бабушкины черты в своей младшей сестре, которая носит имя Агата, так, кстати, звали и бабушку, а Галина — это ее псевдоним. Так вот, сестренка тоже решила связать свою жизнь с кинематографом. Мы сейчас сняли с ней фильм «Правило Кубертена», он номинирован на «Золотого орла» как лучший неигровой фильм. Это дебют Агатки в качестве режиссера. И она уже, кстати, получила приз за лучший дебют на одном из международных фестивалей. Однозначно, нам что-то передалось от бабушки. Она питает нас своей энергетикой.

— Нет мыслей снять художественный фильм про бабушку, ведь в следующем году будет столетие со дня ее рождения?

— Я уже написал синопсис по ее биографии. У нее ведь действительно невероятная судьба. Уверен, что обязательно сниму о ней фильм — это лишь вопрос времени. Надеюсь, «Беларусьфильм» поддержит мою идею.

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter