В легендарной баскетбольной сборной Егору КЛИМОВИЧУ досталась роль Александра БОЛОШЕВА (№ 8).
Два года съемок
— Егор, помнится, вы уезжали в Москву учиться кинорежиссуре, а стали вдруг актером…
— Немного не так. Меня пригласили работать режиссером на канал «Эксперт-ТВ». А до этого работал на СТВ. Я согласился. Параллельно посещал режиссерские курсы Александра Митты. Потом меня пригласили в кино в качестве режиссера монтажа. В этой сфере я сделал неплохую карьеру: у меня около двадцати работ. Трудился и как режиссер сериалов. При этом периодически из-за моего высокого роста да из-за того, что, говорят, я еще и симпатичный парень, меня звали сниматься в кино. То есть у меня в копилке несколько эпизодов и, соответственно, небольшой актерский опыт. Так у меня появился агент, от которого я и узнал, что готовится фильм про баскетболистов. Естественно, я загорелся. Ведь когда-то играл в чемпионате Беларуси за команду РТИ, то есть определенные навыки у меня есть. Меня пригласили на пробы.
— И сразу взяли?
— Здесь надо пояснить. На самом деле это уникальный и очень масштабный проект. То, что зрители видят сейчас, лишь вершина айсберга. Мы работали над ним два года. Год мы репетировали тот легендарный финальный матч. И утверждение на роль, подписание договора случились только непосредственно накануне съемок. В принципе, мы знали, каким будет актерский ансамбль, но понимали, что замена актера может произойти в любой момент.
— Дублеры у вас были?
— Лично у меня и еще двоих ребят — Александра Ряполова, который исполнил роль Алжана Жармухамедова, и Кузьмы Сапрыкина, игравшего Ивана Едешко, — не было. У остальных — да. Съемки были сложными и продолжительными еще и потому, что сначала снимали сцену с дублерами — это были общие планы, а потом эти же движения повторяли актеры, и их снимали крупными планами.
— Что не срослось с баскетболом?
— Я получил два открытых перелома, поэтому спортивную карьеру пришлось поменять на кинематограф, чему я очень рад. Кстати, самый яркий постановочный трюк в фильме — бросок сверху из-под ноги — доверили выполнять мне, потому как знали, что в свое время в Минске в НБЛ я был чемпионом по слем-данкам.
Американцы теперь не соперники, а друзья
— Как складывались отношения на съемочной площадке со звездами: Владимиром Машковым, Маратом Башаровым, Андреем Смоляковым?
— С Владимиром Львовичем мы познакомились еще до съемок: были читки сценария, репетиции. И уже тогда у нас сложилась одна большая семья. Все были заинтересованы, чтобы получился хороший фильм, поэтому мастера кино всегда подсказывали, если не получалось сыграть какую-то эмоцию, реакцию. То есть здесь я прошел неплохую актерскую школу. Плюс ко всему на тех, кто исполнял роли игроков, легла очень серьезная физическая нагрузка. Мы по двенадцать часов в день играли в баскетбол. Они видели, что мы вкалываем, и относились с уважением.
На площадке консультантом был Иван Иванович Едешко, тот самый, который в том матче в 1972-м дал последний пас Александру Белову, после забитого мяча которого СССР и стал чемпионом. Это действительно уникальный человек, он смог нам передать командный дух, и со временем мы на самом деле почувствовали себя единым целым. Мы стали близкими друзьями. Новый год вместе встречали, постоянно созваниваемся и переписываемся. Сейчас ездим на презентации фильма и получаем от этого удовольствие, окунаемся в воспоминаниях в то время, когда вместе снимались. Более того, мы сдружились даже с американскими ребятами.
— До этого у вас были эпизоды, сейчас — большая роль. Не думаете поменять режиссуру на актерскую профессию?
— К сожалению, в фильме моя роль получилась не такой уж и большой. У меня были драматические сцены, интересные диалоги, но на монтаже их убрали. Если говорить о планах, то ближайшие полгода я буду занят своим документальным фильмом про голливудского актера, единственного российского чемпиона UFC Олега Тактарова. Это большой международный проект, где я являюсь продюсером и режиссером. Безусловно, мне поступают какие-то предложения сыграть ту или иную роль, но, однажды поработав в таком серьезном проекте, как «Движение вверх», не на все хочется соглашаться. Однако от интересной работы не отказался бы.
По бабушкиному пути
— Не знаю, мечтали ли ваши бабушка с дедушкой о продолжении династии, но оно случилось, пусть и через поколение. Что вам передалось от великих родственников?
— Хочу уточнить. Моя мама после завершения спортивной карьеры, а она была рекордсменкой Беларуси по легкой атлетике, стала успешным режиссером. Она делала «Контуры» на ОНТ. Папа, кстати, вообще актер. В свое время он снялся в нескольких хороших фильмах, например, «Несрочная весна». Играл роль Мастера в спектакле «Мастер и Маргарита». Он и сейчас по возможности снимается. Но дело в том, что родителям было тяжело дотянуться до тех высот, которых достигла бабушка.
Однако я по сей день чувствую ее энергетику, она для меня пример для подражания. Она в свое время была рекордсменкой Беларуси по мотокроссу, а уже потом увлеклась кинематографом. Получается, что где-то я повторяю ее путь. Не помню, чтобы бабушка повышала на любимых внуков голос. Эти ее теплота, доброта передались и очень помогают в работе и общении с людьми.
Вижу бабушкины черты в своей младшей сестре, которая носит имя Агата, так, кстати, звали и бабушку, а Галина — это ее псевдоним. Так вот, сестренка тоже решила связать свою жизнь с кинематографом. Мы сейчас сняли с ней фильм «Правило Кубертена», он номинирован на «Золотого орла» как лучший неигровой фильм. Это дебют Агатки в качестве режиссера. И она уже, кстати, получила приз за лучший дебют на одном из международных фестивалей. Однозначно, нам что-то передалось от бабушки. Она питает нас своей энергетикой.
— Нет мыслей снять художественный фильм про бабушку, ведь в следующем году будет столетие со дня ее рождения?
— Я уже написал синопсис по ее биографии. У нее ведь действительно невероятная судьба. Уверен, что обязательно сниму о ней фильм — это лишь вопрос времени. Надеюсь, «Беларусьфильм» поддержит мою идею.
stepuro@sb.by