«Он мне снится, но в руки не дается»

Ольга Карасева обещает найти на своем огороде еще один, самый главный клад

Ольга Карасева почему-то уверена, что самый главный клад она еще не нашла

О том, что в Милославичах золотая земля, говорили еще купцы, приезжавшие сюда торговать в начале прошлого века… Ольга Карасева, поселившаяся прошлой весной в доме № 10 по улице Центральной, убеждается в этом воочию. Каждый день ее участок открывает все новые тайны: старинные монеты, посуду и предметы быта эпох весьма и весьма отдаленных. Настоящий прииск!

— В СПК, где работает муж, нам предложили совсем другое жилье. Благоустроенное и комфортное. Но мы отказались… Дело в том, что 25 лет назад на этом самом месте стоял ветхий деревянный домик, в котором мы с супругом снимали комнату. Дочке было всего 3 годика. Мы были молодыми и счастливыми – такие мгновения не забываются! Потому и вернулись сюда, не раздумывая, — вспоминает Ольга Карасева, социальный педагог Милославичской средней школы. – Еще тогда я находила в огороде десятки старинных монет. Вскоре в коллекции насчитывалось уже около 600 различных копеек и рублей. Но их кто-то украл. Помню, расстроилась и забросила это дело.

И вот четверть века спустя все повторилось опять. Отремонтировали дом. Взялись наводить порядок на сотках – и на тебе: что ни лопата – новая монета. За несколько весенних месяцев 2008-го «урожай» перевалил за 500 почерневших кругляков. Приносила домой, оттирала, отмывала – и удивлялась вместе с супругом: здесь и Елизавета, и Петр I, и оба Александра, а еще Павел, Николай Первый и Второй, Екатерина… История Российской империи в золоте, серебре и меди. Самая старая находка – петровская медная деньга — датирована 1741 годом. Самая «молодая» – советский рубль – 1931-м.

— Многие монетки были оплавлены, как при пожаре. Начала расспрашивать старожилов. Выяснила: в начале 19-го века здесь была еврейская улица Най Лэб и стояла деревянная синагога. Поджог – и она выгорела дотла. Позже на этом месте отстроили питейное заведение. Неподалеку была керосиновая лавка. В войну располагался госпиталь… Во все это, конечно, верилось с трудом, но нынешняя весна открыла мне глаза на многое, — говорит Ольга. – Черепки от посуды выносила с огорода ведрами. И какие черепки! Именной фарфор с царскими гербами. Вот, читайте: «Прасковья Кузнецова», «Пани Мещерская»… У меня в сарае такого добра три мешка. Чашки, плошки и тарелки попроще даже в расчет не беру. Испугалась, когда откопала в разоре кости рук и ног, челюсть – сразу вспомнила рассказы про полевой госпиталь и тяжелые бои. Сейчас чуть не каждый день нахожу монеты, солдатские пуговицы, фрагменты дореволюционных самоваров, старинные чернильницы, ложки, ножи… На огород выхожу в предвкушении: что бог архео­логии пошлет в этот раз?

Свою следующую раритетную находку Ольга Карасева увидела во сне. В конце мая. Снился черный кожаный саквояж с потайным дном. Проснулась в холодом поту – настолько все было реально. Через два дня металлоискатель одного из местных жителей «указал» на объемный предмет, который лежал в метре от поверхности. Начали копать – точно, чемоданчик с медпринадлежностями. А точнее, то, что от него осталось: опасная бритва, ножницы, скальпель, шприцы, хирургические и зубные щипцы, долото и 6 стальных трубочек разной длины. Все аккуратно уложено в медном поддоне врачебного саквояжа. Ковырнули ножом – и отстало второе дно. Но, увы, ничего.

— Чемоданчик я подарила музею медицины в Могилеве. Половину монет презентовала Климовичскому краеведческому музею. Еще около сотни – нашему школьному. Но уверена: все самое интересное еще впереди. Я это чувствую. На огороде лежит что-то, чего я пока не нашла. Что-то, что удивит всех, — убеждена Ольга Карасева. – В детстве моя бабушка предсказала: ты рождена, чтобы удивлять людей и дарить им радость. На днях я нашла два странных ключа, шифр-циферблат от сейфа и серебряный рубль Николая II. Думаю, скоро мы узнаем, что и от кого закрывали эти ключи… Мой огород – это остров сокровищ!

…Я уезжал из Милославичей с чувством первооткрывателя гробниц фараонов. В кармане брюк побрякивали два тяжелых медяка – подарок хозяйки на память. Сказала на прощание: разболится голова — приложи к вискам, боль как рукой снимет.

Прямая речь

Ольга ЛЕВКО, доктор исторических наук, главный археолог Института истории НАН Беларуси:

— Подобные клады в республике не единичны. И в городах, и в сельской местности люди находят ценности минувших эпох. Шклов, Несвиж, Мир, Заславль… Проблема в другом: в лучшем случае их относят в районный краеведческий музей. На этом, как правило, информационная цепочка обрывается – системного учета таких фактов в стране нет. А жаль. Давно назрела необходимость создать список случайных находок, в который поступали бы и где были бы систематизированы данные из регионов. 

Мнение

Нина ПАНАСЕВИЧ, заведующая Могилевской областной научно-медицинской библиотекой (при ней сейчас создается музей здравоохранения): 

— Мы предполагаем, что найденными в Милославичах врачебными инструментами пользовались еще до революции. Более точную дату назовет специальная комиссия, которая вскоре приступает к работе. Одно могу сказать наверняка: это очень ценная вещь, которая украсит экспозицию любого музея.

На снимках: Ольга КАРАСЕВА с находками этой весны; тот самый медицинский чемоданчик.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter