Из Новополоцка — в Фаниполь: открылся первый белорусский магистральный нефтепродуктопровод

Октановое соло на трубе

Теперь дизельное топливо и бензин будут доставлять с новополоцкого «Нафтана» на нефтебазу «Белоруснефти» в Фаниполе одним нажатием кнопки. В Беларуси до этого года подобных собственных объектов не было. Хотя плюсы их очевидны: трубопроводный транспорт не только самый экологичный и быстрый, но еще и один из самых дешевых. Идея построить свой нефтепродуктопровод, чтобы транспортировать дизельное топливо и бензин с НПЗ до нефтебаз, обсуждалась уже лет десять. И вот наконец этот значимый для нефтехимической отрасли проект реализован.

Фото БЕЛТА

Стройка века


Строительство объекта вело ОАО «Полоцктранснефть Дружба» — предприятие с историей. Более 50 лет оно занимается транспортировкой нефти, доставка нефтепродуктов до потребителей для них занятие новое. Стройку предприятие из Полоцка вело за собственные средства, шла она в два этапа. В конце 2016 года запустили первый пусковой комплекс нефтепродуктопровода протяженностью около 90 км — до поселка Крулевщизна в Докшицком районе, с января 2017 года по нему идет транспортировка дизельного топлива. В конце декабря прошлого года завершили весь проект — продуктопровод связал Новополоцк и Фаниполь, где находится одна из самых больших нефтебаз «Белоруснефти» в стране. Общая стоимость инвестиций — более 70 млн рублей, или около 35 млн долларов. Еще в 20 млн рублей «Полоцктранснефть Дружба» обошлось дизтопливо для заполнения трубопровода.

Директор полоцкого предприятия Василий Дроботов полагает, что по работе первого пускового комплекса можно было сделать вывод об экономической целесообразности проекта:

— Мы видим высокую рентабельность продуктопровода, а это даст возможность повысить заработную плату на предприятии, а также упростит поставки дизельного топлива на нефтебазы «Белоруснефти». Могу сказать, что, учитывая нашу работу по транспортировке нефти, чистая прибыль предприятия вырастет в 1,5 раза. Ее мы планируем направлять на реконструкцию нашей нефтепроводной системы.

Нефтепродуктопровод полностью автоматизирован, для управления им достаточно одного человека. За безопасность тоже не стоит переживать: по всей его протяженности есть пункты контроля, оборудованные видеокамерами. Василий Дроботов уточняет:

— Линейные задвижки трубопровода находятся в режиме телеуправления и могут закрываться в случае срабатывания системы обнаружения утечек как в автоматическом, так и в ручном режиме. Кроме того, на трассе работают обходчики, которые периодически проверяют состояние объекта. Безопасность здесь — максимально возможная на сегодняшний день.

Торжественная церемония открытия важного для страны объекта

Стратегический объект


Завершение строительства первого в стране нефтепродуктопровода — событие важное для всей нефтехимической отрасли, подчеркивает заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов:

— Нефтепродуктопровод «Новополоцк — Фаниполь» имеет стратегическое значение, поскольку он позволяет оперативно и с наименьшими затратами обеспечивать Минский регион (самый крупный с точки зрения потребления нефтепродуктов) дизельным топливом и бензином. Пока по продуктопроводу будет идти только дизельное топливо, но в перспективе мы планируем начать также транспортировку и автомобильного бензина.

Главным выгодополучателем (как они сами себя называют) от реализации проекта стало ПО «Белоруснефть». Кстати, идея начать подобное строительство принадлежала именно им. Заместитель генерального директора РУП «ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников объясняет почему:

— Трубопроводный транспорт во всем мире является самым экологичным,  быстрым и дешевым. И коль мы крупная государственная компания в сфере нефтепродуктообеспечения, то должны искать любые резервы для снижения себестоимости нефтепродуктов. А доставка до нефтебаз и потом до АЗС — это одна из весомых статей затрат. Нефтепродуктопровод позволяет снизить затраты на транспортировку топлива до склада хранения, а также значительно ускорить время его доставки. Несмотря на то что Беларусь — страна компактная, по железной дороге топливо с наших НПЗ иногда идет 4—5 дней. Когда же мы говорим о трубопроводном транспорте, то оно практически сразу попадает на нефтебазу.

Хотя строительством самого объекта «Белоруснефть» не занималась, но свою часть подготовительной работы им тоже пришлось сделать. В проекте задействованы две их нефтебазы — в Крулевщизне и Фаниполе. Там прошла модернизация, была увеличена мощность резервуарного парка, обновлены системы учета топлива. Нефтебаза в Фаниполе — вотчина унитарного предприятия «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт», одна из самых крупных в стране, имеет стратегическое значение. Здесь после модернизации мощности по хранению топлива увеличены на 30 процентов.

Кстати, сейчас нефтебаза будет работать не только с предприятиями Минской области. Топливо отсюда будет идти на заправки столицы, в отдельные регионы Брестской, Гродненской и Могилевской областей. По сути, после старта работы нефтепродуктопровода эта нефтебаза будет работать на большую часть страны.



Сергей Каморников также делает акцент на важности этого объекта в нынешних непростых для отрасли условиях, когда Россия начала поэтапно снижать ставки вывозной таможенной пошлины на нефть и соразмерно повышать ставки налога на добычу — реализовывать так называемый налоговый маневр в нефтяной сфере:

— В условиях налогового маневра нам важна каждая копейка, каждый рубль, который можно сэкономить. Поэтому сейчас любой инфраструктурный проект, который снижает затраты, для нас крайне важен. Если говорить о стоимости прокачки топлива из Новополоцка в Фаниполь, то нефтепродуктопроводом она будет ниже на 25 процентов, чем доставка железнодорожным транспортом. Плюс это еще и скорость. Пока нефтепродукты в пути — вымываются оборотные средства предприятия, важными являются и вопросы потерь при транспортировке.

Сейчас в Беларуси обсуждается возможность строительства еще одного  продуктопровода — южного, который будет идти с Мозырского НПЗ в сторону Польши через нефтебазы в Пинске и Кобрине. Его протяженность может составить около 550 км. Сейчас вопрос находится в стадии экономического обоснования инвестиций.

mich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter