О футбольных хулиганах

Околофутбола

Можем ли мы объяснить то, что не могут объяснить даже они? Когда у одного из футбольных хулиганов — героев шумной кинопремьеры «Околофутбола» — спрашивают: «Почему вы деретесь?», он отвечает лаконично: «А что нам, в футбол играть?» И смотрит так вызывающе...


Уверен, накануне многие, как и я, долго не могли понять всех причин драки между футбольными фанатами в Новогрудке. Там местная команда проводила матч чемпионата Гродненской области против коллектива с «оригинальным» названием «Цементник» из Красносельского. В середине первого тайма гости забили гол, но суть совершенно не в этом. Просто так совпало, что сразу после гола на стадион, гордо именуемый «Комсомольцем», выбежала толпа в черных масках, с битами и кастетами, которая, пользуясь отсутствием милиции, начала молотить всех без разбора. Конечно, местных было больше. Да и футболисты вмешались. В конце концов они обратили напавших в бегство, а одного даже сумели поймать. Тут–то и выяснилось, что в Новогрудок парни приехали из Минска, что принадлежат они к фанатской «фирме» эмтэзэшников, к болельщикам команды «Партизан–МТЗ», гордо причисляющим себя к антифашистам.


Вот так вот! Антифашисты из числа футбольных фанатов, оказывается, ничуть не отличаются от их собратьев–фашистов — бьют в маске, кастетом, из–за угла. И пусть кто–то возразит, что, мол, драка в Новогрудке произошла по высоким идеологическим причинам, я все–таки напишу, что они бьют друг друга ради того, чтобы бить. Хобби у братвы такое, да и руки чешутся.


Главные герои фильма «Околофутбола» — четверо молодых людей разного социального положения, болеющих за московский «Спартак». Однако они сами признают, что футбол им неинтересен, на матчи они ходят редко, зато дерутся регулярно. До крови, до ужаса, до смерти. Как пишут кинокритики, «мордобой в самой неприкрытой форме обрушивается на зрителя с экрана, и иногда от этой жестокости становится жутко». Единственное, что можно поставить в заслугу создателям картины, это воссоздание атмосферы, в которой живут участники «фирм». Но этого мало, очень мало...


Любители футбола наверняка уже знают, что сборная Украины проведет решающий матч отборочного турнира чемпионата мира (с поляками) без зрителей. Причина, как нетрудно догадаться, в поведении болельщиков команды. А еще точнее — в поведении тех, кто маскируется под оных. Это вообще–то история удивительная не меньше новогрудской драки.


Дело было во Львове. Играли украинские футболисты с сан–маринскими, матч закончился со счетом 9:0, но мы же с вами уже поняли, что спортивный итог в данном разговоре не важен! Наблюдатели ФИФА зафиксировали в ходе матча сразу несколько проявлений того, что принято называть нацизмом, расизмом и ксенофобией: баннер дивизии СС «Галичина»; баннер Good Night Left Side (известное пожелание доброй ночи (на том свете) левым от ультраправых); 30 человек, изображающих обезьяну, после гола выступающего за Украину смуглолицего бразильца Эдмара; типично нацистские приветствия; и как квинтесенция — оголенный до пояса мужчина с двумя большими восьмерками на груди (у посвященных означает Heil Hitler: H — восьмая буква латинского алфавита). Это — официально. А неофициально, то на стадионе во Львове были вывешены портреты Бандеры с Шухевичем, а в украинской прессе появились заявления, что, дескать, поклонники футбола «шокированы тем, что к дискриминационной символике причисляются символы национально–освободительной борьбы украинского народа. Например, красно–черный флаг Организации украинских националистов».


Точку в едва начавшихся спорах поставили в Цюрихе. ФИФА предписал украинской сборной ближайший домашний отборочный матч провести без зрителей, федерацию футбола решено крупно оштрафовать, а львовский стадион — дисквалифицировать на 5 лет...


Ну а в Минске на премьере фильма «Околофутбола», говорят, была потасовка. Вроде как дрались поклонники «Динамо» и «Партизана». Я даже не уверен, смотрели ли они кино. Зато мне и всем интересующимся известно, что продюсером ленты является Сергей Сельянов. Когда–то он стоял у истоков «Брата» и «Брата–2», позже с его подачи появился «Бумер». Каждый из этих фильмов мифологизировал образы своих героев. Можно даже сказать, что они меняли и общественное сознание, и само общество. При этом продюсер по сей день утверждает, что кино для него — бизнес, ничего больше: «У футболиста задача — выйти на поле и хорошо провести матч, желательно победить. Они играют не ради того, чтобы изменить мир к лучшему, правда? Так и у меня: хочу снять хороший фильм и дойти с ним до максимального числа зрителей. Вот, собственно, и вся история...» Вся ли?


Вокруг да «Околофутбола» можно ходить еще долго.


P.S. Вчера в Минске на станции метро «Академия наук» фанат одной из футбольных команд расклеивал листовки. При задержании службой охраны метро он начал сопротивляться и распылил газ...

 

Советская Белоруссия №185 (24322). Среда, 2 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter