Драматургия Жана Кокто — положительный стресс для актера и зрителей

Окно в Париж

В Новом драматическом театре продолжаются премьерные показы мелодрамы «Человеческий голос». Спектакль поставил художественный руководитель театра Сергей Куликовский на Экспериментальной сцене, которая всегда радует неожиданными открытиями и нестандартными решениями, позволяя труппе воплотить в жизнь неформатные идеи.


Две в одном

Многим театралам и сегодня памятен случившийся здесь яркий режиссерский дебют актера и режиссера Артема Пинчука «День» по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека. На этот раз за основу спектакля Куликовский взял две пьесы французского драматурга Жана Кокто — «Равнодушный красавец» и «Человеческий голос». Своеобразная дилогия в умелых руках режиссера выстроилась в пронзительное и кристально ясное высказывание о лабиринтах людских чувств.

В пантеоне мировой культуры Жан Кокто по-прежнему непревзойденный гуру и просветитель, одна из крупнейших фигур французской культуры XX века, такая же как Жан-Поль Сартр или Альбер Камю. Свои одноактные пьесы-монологи, к которым многие режиссеры пытаются подобрать ключ и сегодня, драматург, поэт и кинорежиссер писал для лучших актеров своего времени. Среди них — Эдит Пиаф, Берт Бови, Жан Маре и многие другие. Думаю, минской премьерой он остался бы доволен.

Важна каждая деталь

В версии Сергея Куликовского солирует лауреат Национальной театральной премии (за спектакль «Варшавская мелодия») ведущий мастер сцены Надежда Анципович. В этой роли она пронзительна и неотразима. Ей удается держать зрительный зал в напряжении на протяжении двух действий при минимуме внешних эффектов. Вместе со своими партнерами Артемом Пинчуком и Эдуардом Вайниловичем актриса плетет кружево тонкого психологического театра, где важен каждый нюанс. Надежда Анципович виртуозно работает с голосом, паузами. Ее роль — живой и выразительный учебник по актерскому мастерству. Она поражает своей эмоциональной амплитудой, не прячется за текст, за колорит французской эстетики, который присваивает себе с самого начала смело и решительно.

В роли Женщины, вечно ожидающей, временами отчаянно скандалящей и запутавшейся, Анципович поднимается еще на одну профессиональную высоту. Хотя, казалось бы, куда уж дальше? Если в «Варшавской мелодии» она все-таки во многом опиралась на партнера — Артема Пинчука, то здесь он практически весь спектакль молчит, лишь томно вздыхает, принимает душ, ужинает с бокалом вина, читает газету на диване. Правда, в какой-то момент эмоции все-таки выплескиваются в бессловесную, но яростную перепалку.

Хореографические номера спектакля балетмейстера Марины Барановой в исполнении артистов Нового драматического театра тоже заслуживают отдельных аплодисментов.

Взгляд великого гуманиста

Накануне премьеры Сергей Куликовский признался, что Жан Кокто для него — автор во многом знаковый:

— Спектакль можно прочитывать с разных сторон. Для кого-то главенствующей в нем покажется тема противостояния мужского и женского начал, тема одиночества человека в большом городе или тема распада отношений. Но для меня главное новаторство Кокто как драматурга заключается в том, что в отличие от большинства авторов, исследующих, как правило, романтическое начало любви и ее счастливое завершение, он всю историю рассказывает нам с конца, то есть дает некую ретроспективу. Наблюдает, как постепенно разрушаются человеческие взаимоотношения, пристально рассматривает смысл и роль предательства в этих отношениях. Увы, у всего в этой жизни есть конец. И у любви, и у самой жизни. Но взгляд Кокто на эту проблему — это взгляд великого гуманиста.

Тема не простая, очень легко было соскользнуть в ней лишь во внешнее проживание драмы, однако актриса погрузилась в материал настолько глубоко, что ближе к финалу и на зрителя спектакль оказывает поразительный терапевтический эффект.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter