Охотники за кошельками

Доход вора-карманника в день может доходить до 2.
Доход вора-карманника в день может доходить до 2.000 долларов. Это в среднем. Современные карманники отнюдь не Робин Гуды и крадут далеко не у одних лишь состоятельных граждан. Преступники вытаскивали хлебные карточки во времена голода, похищали талоны на молоко у матерей-одиночек, сегодня они могут при удобном случае лишить старушку последнего гроша.

В начале прошлого века в Англии и Франции существовали специальные школы, готовящие профессиональных "карманников". Начинающий вор тренировался на манекенах, одетых соответственно сезону. "Карманники" и карточные шулеры всегда боялись каторги, тюрем и лагерей, где тяжелый физический труд сводил на нет годы их упорных тренировок. Попадая за решетку, они отказывались трудиться и всячески оберегали свои руки. Поэтому в 20-х годах молодая, но излишне энергичная милиция даже изобрела "оригинальный" метод борьбы с "карманниками" - попросту ломала им пальцы.

"Рабочие места" нынешних "карманников" по-прежнему наиболее людные: общественный транспорт, рынки, вокзалы, крупные универмаги и даже... церкви. Воочию убедиться в этом я смог в недавние новогодние праздники, выйдя в рейд с сотрудниками оперативно-поискового отдела ГУВД Мингорисполкома.

...Увидеть профессионального вора за работой очень сложно. Но только не для классных сыщиков. Правда, и у "оперов" есть всего несколько секунд для того, чтобы схватить вора за руку. Иначе задержание с поличным не состоится, и преступник уйдет безнаказанным.

Уже на первых минутах операции я стал свидетелем филигранной работы "карманника". Произошло это на остановке общественного транспорта в районе Немиги. Битком набитый троллейбус штурмом пытался взять молодой человек. Троллейбус не резиновый, поэтому попытки парня успеха не принесли. Но в спину его настойчиво подталкивал мужчина (мерзнуть-то на остановке никому не хочется). "Эх, молодость, - вздыхает мой спутник, наблюдая за парнем, - сейчас его обчистят". И оказался прав: когда парень поставил ногу на ступеньку троллейбуса, передний карман его джинсов приоткрылся, явив краешек бумажника. Нетерпеливый мужик, оказавшийся "щипачем", моментально освободил чужой кошелек от наличности.

Двери закрылись, и троллейбус увез ничего не подозревающую жертву. Преступник в ту же секунду растворился в толчее.

- Таких, как этот, крайне трудно схватить за руку, - предвосхитил мой вопрос сыщик. - Его можно взять только с поличным, то есть с украденным кошельком в руках. В этом случае бумажник остался при хозяине, хоть и пустой. Не исключено, что обворованный парень вообще о краже не подумает: мало ли, сам выронил где-нибудь...

Правда, подобных профессионалов среди белорусских "карманников" по пальцам одной руки пересчитать можно. Оперативные работники со стажем отмечают своеобразный кризис "воровского жанра". Нынешние "карманники" заметно "помолодели". Причем, как утверждают старые "щипачи", молодое поколение порочит их криминальную профессию. Юнцы стали более агрессивными, наглыми и "отвязанными". "Когда это было, - удивляются старые воры, - чтобы при задержании истинный "карманник" выхватил нож и попер с ним на сыщика? Мы же интеллигенты..."

К сожалению, и такое не редкость. Все чаще сотрудникам милиции при задержании "карманника" приходится применять силу. А как иначе, если тот посреди заполненного автобуса выхватывает нож и начинает им размахивать?

- Воров-карманников наш закон не считает социально опасными, - делится со мной "опер" со стажем работы более 15 лет, - и очень зря. Мы перед рейдом проходим доскональный инструктаж, как действовать в случае оказания сопротивления. Во многом благодаря ему пока все живы и здоровы. А вот "карманники" наловчились выворачивать закон в нужную сторону. Откровенно говоря, это не слишком трудно. В Уголовном кодексе Беларуси существуют такие меры наказания, как штраф и ограничение свободы. Это же мечта "щипача"! Взяли тебя за руку в чужом кармане, уплати штраф из кармана жертвы и продолжай свое грязное дело. К тому же зачастую из зала суда преступник выходит свободным исключительно из-за нежелания пострадавшего возбуждать дело. Кто боится возмездия, кто не хочет тратить время, а кому и просто "неохота связываться".

Вот так, переговариваясь о трудностях милицейской работы, мои спутники и задержали первого (за тот день) преступника. На остановке возле Комаровского рынка в автобус хлынул поток людей. Мои коллеги-спутники рассеялись по всему автобусу и в дальнейшем общались посредством нехитрых жестов. В такой давке "карманник" проявил себя моментально. Обнаруживший его "опер" дал тайный знак коллегам, и они взяли "карманника" в кольцо. Рука вора опустилась в чужой карман, а вот "выйти" оттуда не успела - на запястье сухо щелкнул "браслет" наручников. Как и предчувствовали "опера", на этом маршруте работала целая группа. Впрочем, прийти на помощь задержанному остальные ее члены не успели: сыщики нейтрализовали их столь же стремительно.

- Начальник, может, договоримся?.. - без особой надежды в голосе спросил задержанный.

- Ага, давай. Лет эдак через пять, как освободишься - подходи, - прерывает его милиционер, давая понять, что разговор исчерпан...



В Минске

на преступный промысел ежедневно выходят порядка

15 - 20 групп воров. Их общая численность - от 2 до 6 тысяч человек. На оперативном учете стоит около 1.000 нечистых на руку граждан.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter