О потрясениях на рынке труда

Охота за головами

Считается, любые сложности и перемены — это вызов. Одна их сторона — трудности, другая — возможности. Так, по разным оценкам аналитиков, в тяжкие экономические времена разрушается от 20 до 30% предприятий разных форм собственности. Но это не значит, что каждое из них вдребезги разбивается и навсегда исчезает с рынка — нет, часть реорганизовывается и обновляется. В общем, «кому кризис, а кому — бизнес» — история известная.

Какова сейчас ситуация на рынке труда? Какую стратегию оптимально выбрать предприятиям, чтобы не утонуть, а плыть прямо по курсу? Эксперты и бизнес–тренеры советуют не забывать о четырех «золотых точках» — информировании, мобилизации сотрудников, определении рисков и переориентации. Особенно в цене нынче профессиональные и волевые качества руководителей. Ведь их настроения напрямую влияют на мотивацию подчиненных. Вера порой важнее, чем любые стратегические бизнес–процессы. В общем, здесь приходится держать осанку... Еще один приоритетный акцент — ведение открытой информационной политики. Это значит, управленец всегда должен честно говорить о создавшейся ситуации. Собирается ликвидировать предприятие — пусть скажет об этом, причем не в последний день. То же касается решений отправить работников в отпуск за свой счет на определенное время и т.д. Пусть лучше прозвучат вовремя новости о любых изменениях, чем неделями нагнетается атмосфера панических слухов и злобных домыслов. Ведь это факт: ситуация неопределенности хуже отрицательных, но обнародованных решений. Руководитель консалтинговой компании «Здесь и сейчас» Александр Паньков, например, считает, что со стороны управленцев было бы даже мудро позволить сотрудникам подработать где–то еще, если они вынуждены трудиться в режиме неполной рабочей недели: «Почему не дать возможности людям проявить себя еще в какой–то сфере в рамках обозначенного правового законодательства? Сегодня каждый должен подумать, какие таланты и способности он мог бы предложить рынку. Есть также логика в том, чтобы уменьшить оклад части работников и увеличить процентную надбавку по результатам работы. Если человек принес компании реальный доход, значит, и сам получит больше». Что же касается режима экономии самих предприятий, то если в прежние годы они могли позволить себе тратиться на проводимые с размахом event–мероприятия — корпоративные праздники, конференции и семинары, а также расширять площадь офиса, менять его интерьер, то сегодня в лучшем случае выбирают варианты поскромнее. В худшем — откладывают эти дела «до лучших времен».

Рынок труда тем временем еще с конца 2014 года переживает потрясения: число соискателей впервые официально превысило количество вакансий. Только в феврале этого года предложений о работе стало меньше на 31%, а желающих трудоустроиться — больше на 59% по сравнению с февралем прошлого. Все меньше требуется рабочего персонала — минус 54%, сотрудников в автомобильном бизнесе — минус 45%, на производстве — снижение на 41%, в строительстве и недвижимости — на 39%, в транспорте и логистике — на 39,9%. Соответственно здесь более жестко чувствуется конкуренция. И если на одно свободное место в феврале претендовали в среднем до 15,6 человека, то не далее как в январе — 13,6, а в прошлом году — только 6 — 7 соискателей. Тогда как оптимальной эксперты признают ситуацию, когда на вакансию приходится 5 — 6 резюме. Характерна, кстати, ситуация в сфере высшего менеджмента. Обычно свои услуги в открытом доступе руководители предлагали редко, такие объявления прежде были мало востребованы, имели невысокий отклик. Считалось: люди «высокого полета» — такой квалификации и компетенции — не ищут работу. Наоборот, за ними ведут постоянную охоту хедхантеры — «охотники за головами». А вот с конца прошлого года вдруг начали появляться резюме от топ–менеджмента. Причем на 1 предложение — 17 кандидатов в феврале.

Что интересно, по–прежнему самыми востребованными специалистами, как и несколько последних лет, остаются менеджеры по продажам. Их колебания кадрового спроса как будто бы не коснулись. Это легко объяснить — такие сотрудники значительно влияют на прибыль компаний. И рынок больше всего в них нуждается. Традиционно большая потребность в специалистах IT–сферы, маркетологах и бухгалтерах. В общем, кто–то ищет работу, а кого–то работа находит сама. И в выигрыше окажется тот, кто действительно этого стоит.

mart@sb.by

Советская Белоруссия № 56 (24686). Среда, 25 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter