Охота к перемене мест

В советское время их называли «летунами»...

В советское время их называли «летунами». Пренебрежительно. С иронией. Мол, что им на месте не сидится? Дед полвека на заводе отпахал, отец — лет 30, а он год потрудился — и на новое место. И находит же! Времена (так хочется добавить: и нравы) поменялись, люди стали совершенно по–другому относиться и к поиску работы. Сегодня частая и кардинальная смена деятельности не в диковинку, а посему зубной врач, поработав копирайтером, смело идет в маркетологи, или учитель физики может переквалифицироваться в строители, а через год — в водители автобуса...


Семь лет — и точка?


Одни работодатели к числу «летунов» относят тех, кто меняет работу каждые пять–шесть месяцев, другие — кто чаще раза в год, а некоторые и вовсе дают такое прозвище работникам, не задерживающимся на месте больше трех лет. Надо ли говорить, что многие руководители компаний не в восторге от подобных кадров? От них организация терпит дополнительные убытки, ведь потом приходится тратиться на подбор новых сотрудников, их обучение и адаптацию. Но полезна ли частая смена сферы деятельности для самого человека? Психолог Татьяна Ушакевич, заведующая психологической лабораторией Минского городского психоневрологического диспансера, согласна с распространенным мнением, что каждые 5 — 7 лет следует что–то менять в своей карьере: «Считается, что за этот срок работник способен узнать на занимаемой должности все что можно и достигнуть определенного карьерного роста. Если же на протяжении 20 лет выполнять одну и ту же работу, то вы, несомненно, добьетесь автоматизма, но уже не будете подходить к делу с душой».


Сколько времени потребуется, чтобы сделать карьеру? Оказывается, все зависит от специальности. К примеру, менеджер среднего звена потратит 3 года, юрист — минимум лет 5, бухгалтер — от 5 до 8 лет, а для руководящего звена специалисты определяют срок не менее 10 лет. Но как поступит босс, получив резюме от претендента, который больше года работал не по специальности? Опрос руководителей как частных, так и государственных предприятий показал: это нежелательная пауза в трудовом стаже, особенно для представителей профессий, связанных с медициной, юриспруденцией, налогообложением и финансами, а также для менеджеров по продажам и проектировщиков. А значит, соискателю в престижной должности откажут и тогда можно опять дерзать, осваивая очередную профессию.


Найти свой интерес


Думаете, нынешние «летуны» гоняются только за высокой зарплатой? Вовсе нет. Некоторые просто ищут себя — им интересно покорять новые вершины. И, как ни странно, у многих это получается.


Пример тому — Наталья Казуро. Приехав в Минск из районного городка Брестской области, начинала карьеру мастером на предприятии по озеленению города, а сейчас, спустя семь лет, вместе с мужем открыла свой магазинчик вблизи дачных участков. За это время были довольно разные карьерные повороты — занималась интерьерным дизайном, работала секретарем в строительной фирме и даже несколько месяцев выкладывала товары на полки гипермаркета. Каждый раз везло и с коллективом, и с начальством. Почему уходила? Объясняет просто: «Как только освою какую–то специальность — она становится неинтересной, ходишь на работу, как на испытание».


А в одном из минских кадровых агентств с ходу вспомнили 30–летнего соискателя, который за последние три года дважды менял профессию. Поработал консультантом и менеджером среднего звена сначала в одной, а затем в другой компании. Потом надумал снова поменять свою жизнь, устроиться маркетологом. И ведь устроился!


Но есть в такой профессиональной неопределенности и свои подводные камни. Вот и Татьяна Ушакевич уверена, что все же не стоит менять сферы деятельности слишком часто — в работе не будет глубины: «После первых двух месяцев на новом месте может показаться, что уже все знаешь. Но это не больше чем заблуждение. Из такого работника никогда не получится специалист, это как с дырявым шлангом — и там протекает, и там, а основного напора воды нет. По сути, с работой, как и с личной жизнью: люди, которые постоянно меняют партнеров, не способны добиться глубины отношений». Впрочем, зачастую все определяют вполне объективные обстоятельства: работу приходится менять из–за переезда, развода, болезни близкого человека...


Скажете, сегодня особо не побегаешь, мол, на каждую вакансию очереди выстраиваются? Цифры говорят об обратном. На 1 декабря прошлого года только на предприятиях Витебской области было более 6.000 свободных рабочих мест. И это при том, что число безработных, стоящих на учете в службе занятости, в этом регионе едва превышает 4.500. Кто требуется? Перевалило за сотню количество вакансий электрогазосварщиков, токарей и швей, не хватает более 300 водителей. По всей стране круглый год требуются рабочие строительных специальностей (бетонщики, плиточники, плотники, каменщики и штукатуры) и работники сельского хозяйства (животноводы, операторы машинного доения, полеводы, трактористы). Так что найти работу — не проблема.


* * *


Но есть категория счастливчиков, которые новую работу не ищут, — она сама их находит. Одна из них, Татьяна Бирилко, сейчас называет себя представителем зарубежной компании. А ведь только за последние три года ее трудовая книжка повидала всякое: уборщик в крупном торговом центре, мерчендайзер, журналист специализированного издания, копирайтер и даже продавец спецодежды. И каждый раз новая должность сама плыла в руки. А поставчанка Ольга Шиман, окончив педагогический университет, успела 4 года проработать учителем немецкого языка в школе, побывала при этом и в роли педагога–организатора, затем ушла на три года в декретный отпуск (быть мамой — тоже, согласитесь, работа, и непростая). Сейчас же благодаря его величеству Случаю Ольга военнослужащая, хотя вспоминает о школе с большим теплом. Что и говорить, безработными такие люди точно не будут.


Кстати


В Японии в госорганизациях каждые 3 — 5 лет сотрудников принудительно переводят на другую должность или новое направление работы, чтобы к стулу не «прирастали». Считается, что это прекрасный способ победить коррупцию.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter