В суде по делу ОГСБ допрашивают обвиняемых

ОГСБ — инструмент террористов

Минский областной суд рассматривает дело участников террористической организации ОГСБ (Отряды гражданской самообороны Беларуси), в которой не только обсуждались экстремистские действия, но уже совершили подрыв и готовились к исполнению других актов терроризма. Действовали группой лиц по предварительному сговору. Обвиняемых пятеро, с каждым персонально работал загранкуратор. Потерпевший — наш коллега, обозреватель телеканала СТВ Григорий Азарёнок.

Обвиняемые по делу.
Фото Алексея Матюша.

Неформальная организация ОГСБ была создана в сентябре 2020 года для насильственной смены власти. В Беларуси ОГСБ признана террористической — это значит, что любые действия, связанные с руководством, вербовкой, обучением и другим участием в деятельности организации, повлекут уголовную ответственность.

Среди статей, предъявленных фигурантам дела, — участие в организации, созданной для осуществления террористической деятельности; акт терроризма; акт терроризма в отношении государственного или общественного деятеля; создание экстремистского формирования либо участие в нем; незаконные действия в отношении предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ; разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни; публичные призывы к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Беларуси, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение санкций.

Притупившееся чувство терроризма

Судебное следствие началось с установления личностей обвиняемых. Все белорусы. Подсудимая Наталья Матвеева живет в Минске. Говорит, что предприниматель, высшего образования не имеет, есть ребенок. Кирилл Ашурак тоже минчанин, образование среднее специальное. Вадим Гулевич из Молодечненского района, живет в Вилейке. Алексей Глотов родился в ГДР, на момент задержания жил в Буда-Кошелевском районе. Во время службы в армии получил навыки в минно-подрывном деле. Дмитрий Сосновский из Лиды. Четверо до задержания не работали.

Сосновский в суде зачем-то заявил, что хочет отказаться от белорусского гражданства, потому что, мол, его обвинили в терроризме и т.д. Ну, во-первых, я поддерживаю. Нечего таким делать в нашей стране. Во-вторых, вряд ли вопрос с гражданством отменит совершение преступником теракта и прочих дел. И третье — к чему возгласы в суде? Гражданство — вопрос вполне известного ведомства. Речь Сосновский закончил слезами.

Сидят с виду нормальные люди, но есть в каждом гнильца, позволившая вербовщикам сделать из подсудимых преступников, готовых взрывать, жечь, калечить и убивать людей, разрушать с таким трудом годами создаваемое государство. Для этого заграница, как выясняется, подбирала нереализовавшихся личностей с нестабильной психикой. Мне не жаль ни одного из сидящих в клетке. Для них ведь что картошку чистить, что взрывчатку устанавливать, что человека похищать… Таким не только к судье, но и к доктору. Вербовать ведь пытались массово, а согласились единицы. С притупившимся чувством терроризма.

Напомню предысторию дела. Осенью 2020 года, когда уличная активность в стране стала снижаться, иностранные кураторы активизировали сетевую. В Telegram-сообществах начали появляться новые каналы, чаты, объединенные радикальной тематикой. В головы людей экстремистскими ресурсами вкладывалась одна-единственная идея — возможен только силовой вариант. Участников инструктируют, как крушить, сопротивляться милиции, как нападать и с помощью чего.  
Организаторы не скрывают: они готовы к насилию, крови, взрывам. Центром по координации становится ресурс «Отряды гражданской самообороны Беларуси».
Планировалась и готовилась серия диверсий и терактов. Уже известно, что управлял организацией ОГСБ проживающий в Германии Дис — 35‑летний Денис Хромов (Хофман). Родился в России, жил и учился в Украине. Склонял людей к поддержке «евромайдана». Контактировал с представителями «Правого сектора». До сентября 2020‑го занимался бизнесом в Германии, но обанкротился. После этого возглавил радикальную организацию и Telegram-чат ОГСБ.
Из обвинения: организатор ОГСБ Дис/Хромов, находясь за границей, в том числе в ФРГ, вместе с другими размещал в телеграм-канале и чате информацию с призывами к экстремистской деятельности, связанную с планированием, организацией, подготовкой и совершением посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя Беларуси, общественную безопасность.

Хромов планировал, готовил и координировал совершение терактов, в том числе обучение участников ОГСБ технологиям изготовления взрывчатки, самодельных взрывных и зажигательных устройств, оружия, средств индивидуальной и групповой защиты, тактике оказания силового сопротивления правоохранителям.
Из материалов дела.

День икс для диверсантов. Шаблоны работают, головы — нет

Финальный бой они называли днем икс. Беглые за границей тему подхватили и понесли: надо, мол, собрать людей, организовать, на улицу вывести. Их, не себя.

Приведу сообщение одного из админов под ником Злой Бэтц из чата ОГСБ:

«Закупаемся бензином, пенопластом, ацетоном, просто маслом. Начнем с билбордов, а там уже показательно начнутся самые жестокие события… Их система сгорит. Их здания будут полыхать. Если «Беркут» стоял на коленях, то ГУБОПиК и ОМОН Беларуси умоется в крови. Тихарям из ОГСБ-чата привет. Знайте, мрази, я вас, с*ку, из-под земли достану, сердце вырежу, но вы, бл*дь, умоетесь кровью».

Писал это 20‑летний Егор Дудников (уже, кстати, в стенах казенных). Родился в Самаре. Осенью 2019‑го переехал в Минск. С августа 2020 года активно митинговал. Задержали, из страны выдворили, но вскоре нелегально вернулся. В ноябре 2020‑го вступил в ОГСБ, который стал администрировать с декабря. И вот опять взяли Егорку. Он сразу написал явку с повинной, подтвердил свою причастность к Telegram-ресурсу. И не к одному. Участникам чата так сказал: «Придурки вы, — говорит, — кто в ОГСБ-чате. Вы из себя ничего не представляете. Я сотрудничаю со следствием». Кстати, не без помощи этого персонажа была попытка создать «отряды самообороны» и во время протестов в России.
Кто управлял овцами в чате? Несколько примеров. Админы ОГСБ: один проживает в Германии, другой — в Японии, третья — в Украине, создатель и главный админ ресурса Дис/Хромов — в Германии. Именно он контролировал все и всех, от него шли указания участникам организации, он ставил задачи жечь и убивать.
В ОГСБ все по шаблону, те же технологии влияния. Сперва формировали идею, вербовали людей, готовили исполнителей, проверяли кандидатов заданиями. Особо перспективным предлагали учиться в зоне боевых действий в Украине.

Обвиняемая Наталья Матвеева была среди активных участников деструктивного чата, пряталась под ником «Октавия». Заявляла: «Я хочу устроить диверсию! Смотри, у нас леса вырубаются? Вырубаются. Чем? Техникой, не топорами же! Вывести ее из строя, сжечь к х..м собачьим. Заснять и выложить видео, что это сделало ОГСБ!»

Зачем? Чтобы белорусы боялись. Именно Матвееву вместе с внедренным сотрудником (тщательно проинструктированным Дисом/Хромовым) отправят в июне 2021‑го поджигать лесозаготовительную технику в Березинском районе.

— Я должна была доказать лояльность. Любой теракт, — оправдывалась Матвеева в суде. Мол, на нее давили. Могла выйти из чата? Могла пойти в правоохранительные органы? Могла. Но вместо этого продумала, подготовилась и пошла ночью жечь технику.

— Выбирала лесхоз я, — продолжала. — Просто первый на букву «Б» — в Березовском районе. Я посмотрела расположение по спутнику…
Задержали фигурантку ночью. В рюкзаке — бутылки с «коктейлями Молотова», топор, металлический лом, зажигалка. Следователям Наталья расскажет много интересного, в том числе о руководителе чата, задачах, которые он ставил перед участниками. Сам в акциях не участвовал.
Собираясь поджигать технику, понимала, что могут пострадать и даже погибнуть люди, — ночью в лесхозе дежурил сторож, рядом находились жилые дома. Происходящее Матвеева должна была снять на видео и передать Дису/Хромову, чтобы тот выложил в интернет.

Рассказала и про то, как однажды организатор в общем чате дал информацию: «надо что-то сделать с Азарёнком».

— Дис говорил о том, что пора сделать что-то стоящее. Что Азарёнок много говорит, врет, пропагандист и так далее, — продолжала Матвеева. — Дис говорил, что самое лучшее — покалечить. Например, отрезать язык… Дис мне потом утром написал: «Не обращай внимания, пьяный был». Думаю, ничего себе пьяный… Это истязание, это убийство. Говорил, что зато это понравится поклонникам Тихановской.

Со слов Матвеевой, на фоне затихающих протестов Дису/Хромову нужно было завлечь людей как минимум в чат, а в идеале — вывести на улицу: «Нужно было набрать людей. Как я понимаю, от планов про день икс они не отказались».

Говорит, что сотрудничать ей предлагал и Жигарь из экстремистской польской организации «Байпол». «В итоге я над Жигарем поиздевалась и послала его. Сказала, что мне не о чем говорить с людьми, изменившими присяге. Честь должна быть, а не так, что поманили денежкой — и побежал», — заключила участница террористической организации.

Как попала в ОГСБ? Сказала в суде, что была в глубокой депрессии. И, шляясь по деструктивным ресурсам, оказалась в итоге в ОГСБ. Там, мол, транслировали то, что ей, Матвеевой, нравилось. Не смутило ее и то, что оттуда слили ее данные. А еще, говорит, пользователей за неугодное мнение банили. Кому высказываться, а кому нет, решали админы, прежде всего Дис/Хромов.

Цена боевика — 400 долларов

Столько запросил у Диса/Хромова обвиняемый Сосновский за похищение журналиста СТВ, расправу над ним и видеофиксацию акта терроризма. Речь о событиях лета 2021 года. Сперва хотели похитить Азарёнка, зайдя в квартиру под видом курьеров. Изучали маршрут и местность, разрабатывали план похищения и дальнейшие действия. Также надо было забрать в тайнике деньги, купить машину… Планировали использовать электрошокеры, усыпляющие средства, «коктейли Молотова».

Зачем? Чтобы заставить сказать на камеру нужное загранице и опубликовать это видео. Чтобы запугать население. Если журналист откажется говорить требуемое, ему собирались отрезать язык… Сосновский предложил напасть на улице. Так и поступили... При себе у нападавших также был пистолет с глушителем. Похищение предотвратили сотрудники органов госбезопасности.

Подрыв узла связи ВМФ РФ «Вилейка»

Террористы ОГСБ совершили подрыв антенной мачты на территории войсковой части МО России (в Вилейском районе Минской области). Для этого из Украины поставили оружие, тепловизор. Место, откуда нужно было забрать «посылку», Глотову сообщил Дис/Хромов.

Взрывать должен был Гулевич. Часть «посылки» помогал забирать Ашурак. С ней Гулевич и Ашурак ночью направляются в Вилейский район провести разведку. Ашурак должен был ехать и на подрыв, но испугался (однако консультировал). Дис/Хромов меняет план по ходу: взрывать антенны узла связи будет Гулевич, помогать — Глотов. Инструкции Диса фигуранты получали и во время совершения преступлений.

Для диверсии подготовили взрывчатку на основе тротила и гексогена, гранаты, заряды направленного действия, детонаторы, военную амуницию и технику (в том числе для видеонаблюдения) и др. Было у фигурантов и огнестрельное оружие, его собирались применить в случае их обнаружения… В общем, 27 июня 2021‑го пробрались на объект, установили для онлайн-трансляции мобильный телефон, зафиксировали взрывные устройства (которые, по оценке эксперта, обладали поражающим действием в радиусе не менее 11 м), после установки удалились на безопасное расстояние.

Произошло два взрыва. Одно устройство не сдетонировало одновременно с другими, позже оно было обезврежено и изъято сотрудниками органов госбезопасности.

Допросы обвиняемых продолжаются.
Кстати, оказаться в суде — это не самый плохой вариант для террористов. На Западе их ликвидируют на месте.
gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter