Белорусские ученые научились выращивать овощи в Антарктиде

Огород на ледовом континенте

Белорусские ученые научились выращивать овощи в условиях ледового континента. В числе первых это достижение оценили российские полярники



Белорусский полярный огород – это две миниатюрные теплицы площадью примерно по квадратному метру каждая. А по сути, высокотехнологичный биокомплекс повышенной производительности для выращивания салатов, укропа, петрушки, базилика и других пряноароматических растений. Технологию производства зелени разработали  специалисты Центра светодиодных и оптоэлектронных технологий Национальной академии наук и Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН. Они снабдили антарктических огородников семенами, специальным заменителем почвы и рассказали, как пользоваться чудо-теплицами. 

– Антарктический огород оправдал наши надежды, и огромное спасибо его разработчикам, – говорит начальник 7-й Белорусской антарктической экспедиции Алексей Гайдашов, который только что вернулся с ледового континента. – Свежая зелень на столе полярников – великое дело. Огород экспериментальный, мощность его небольшая, но мы планируем увеличивать посевные площади.

Полярники – не пингвины, им нужны витамины.
Полярники – не пингвины, им нужны витамины

Разработку оценили и российские коллеги. Они предоставили белорусским полярникам в безвозмездное пользование базу «Гора Вечерняя», сохранившуюся еще с советских времен. «А мы,  как дорогих гостей, всякий раз угощали их свежей зеленью, причем неизменно разной», – улыбается Гайдашов. 

На российских станциях, кстати, ничего подобного пока нет. При этом выращивание зелени на арктических станциях таких стран, как США, Франция, Италия, Китай, Великобритания, – норма. Строительство оранжерей на гидропонике у них заложено специально в проекте станции.

– Система освещения, которая благодаря особому спектру излучения светильников обеспечивает существенное увеличение урожайности, и есть главный секрет нашего высокотехнологичного огорода, – поясняет исполняющая обязанности заведующей лабораторией Института экспериментальной ботаники Людмила Обуховская. – Разные реакции в растительных клетках запускаются с помощью волн разной длины. Так, биосинтез хлорофилла, транспорт электронов, регуляция роста растений осуществляются с помощью излучения в одних областях спектра, контроль образования семян – в других, развитие корневой системы – в третьих. 

Манипулируя волнами разной длины, можно изменять скорость накопления углеводов, витаминов, интенсивность производства белка. 

Раскрытые тайны «кухни природы» позволили создать светодиодные светильники, которые в большей мере учитывают особенности развития конкретных видов растений по сравнению с традиционными лампами. Ведь если цель только в том, чтобы просто наработать максимальную биомассу, например, салата, как в случае с антарктической теплицей, то спектр нужен один. А если требуется получить урожай, скажем, томатов, то следует ориентироваться на другое соотношение областей спектра. Поскольку нынешняя белорусская экспедиция, как и предыдущие, краткосрочная, то теплица, предназначенная только для выращивания зелени, полярников устраивает. Овощи за это время попросту не успеют созреть. Но когда речь зайдет о длительном присутствии в Антарктике, то ученые готовы будут предложить и другие варианты модулей. 

Антарктическая теплица – это лишь частный случай применения новых технологий и возможность испытать их в экстремальных условиях. А реальную отдачу ученые ожидают от массового внедрения необычного освещения в промышленных теплицах. Специальные светильники для томатов ими уже созданы, и на Минской овощной фабрике с января проходят опытно-промышленные испытания почти километровой технологической линии. Если экономическая эффективность проекта будет на высоте, в чем партнеры не сомневаются, то вскоре новые технологии получат прописку в тепличных хозяйствах Беларуси.

Справка «СВ»

Согласно Договору об Антарктике, любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60° южной широты. Сегодня 40 стран имеют свои полярные станции в самой южной полярной части земного шара. Всего в Антарктиде 45 круглогодичных научных станций. На данный момент у России есть станции «Беллинсгаузен», «Восток», «Дружная-4», «Ленинградская», «Мирный», «Молодежная», «Новолазаревская», «Прогресс», «Русская». На базах работает свыше 200 человек постоянного и сезонного персонала. Беларусь  начала вести антарктические исследования с 2006 года, но пока не имеет на ледовом континенте собственной базы. Открытие белорусской антарктической научной станции планируется в ближайшем будущем.

Дмитрий ГОМЕЛЬСКИЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter