Традиции огородничества в Беларуси давние, они приумножались и совершенствовались по мере приобретения опыта. Постепенно благодаря острому наблюдательному народному уму, который замечал даже самые мелкие погодные изменения, следил за поведением птиц, животных, насекомых, выстраивался народный посевной и посадочный календарь.
Так уж выходило в прошлом, что крестьянин для успешной работы на земле, в поле, помимо вклада собственных «намаганняў», старался еще привлечь кого‑то, кто стал бы помощником в огромном тяжелом труде селянина. И прежде всего своих союзников он видел в сонме святых. Поэтому неудивительно, что на начало мая приходятся «прысвяткi», которые народ связывал с севом и посадкой множества сельскохозяйственных культур. Причем каждый святой становился ответственным за свою конкретную культуру, начиная от времени ее посадки до полного вызревания и сбора урожая.
В традиционном народном календаре будущую неделю 18 мая открывает Арина (Ирина)‑рассадница. Как правило, в это время земля достаточно прогрелась, и посаженное в нее зерно, семечко или растение уже «не простудится». Именно в середине мая высаживали в открытый грунт рассаду овощных культур. Слишком ранние посадки у нас никогда не одобрялись.
19 мая — Иов Многострадальный. В народе также Иов‑горошник.
Раньше горох у нас высаживали по периметру огородов, и «сашчыкнуць» его, проходя мимо, не считалось воровством, особенно для детей. Не менее любимой и важной культурой, относящейся к бобовым, была фасоль — ее выращивали в больших количествах: белую, пеструю…
21 мая — Иоанн Богослов. В этот день старались не работать на лошадях, опасаясь «няшчасных здарэнняў» с животными в будущем. В огородах сеяли морковь, редьку, сажали лук.
Иоанна Богослова еще называли «Мiколiным бацькам»: в календаре он «папярэднiчаў» святителю Николаю.
22 мая — Николай, Никола, «Мiкола вясновы» (теплый, летний), «Мiкольшчына».
Николай Чудотворец, Николай-угодник — один из наиболее почитаемых православных святых. Практически в каждом доме имели икону святого Николая.
Николай‑угодник считался защитником бедных и неимущих в их горестях и бедах, помощником простого люда: «Никола — самый скорый на подмогу». Крестьянское трудолюбие, упорство, к сожалению, не всегда давали ожидаемые результаты — столь желанную «долю‑шчасце». Вот и просили у Николая Чудотворца счастья, удачи, если уж не для себя, так хоть для своих детей.
Что касается метеонаблюдений, «Мiкола пагоду ставiць». А еще «вясновы Мiкола» — праздник конюхов и вообще всех, кто любит лошадей. На Николу лошадей окуривали припасенными еще с прошлого года купальскими травами — для здоровья и сохранения силы. Опекал Никола и более мелкую домашнюю «жывёлку» — овец. Только с этого дня их начинали стричь: «Да Мiколы не сей грэчкi i не стрыжы авечкi». А еще присматривались к тому, как выглядят посевы на полях: «выплывет» жито перед Николой — умолот будет добрым.
24 мая — Мокий. Погода этого дня выступала своеобразным долгосрочным прогнозом на будущее: каков Мокий, таким ожидается все предстоящее лето. Если идет дождь — лето, скорее всего, окажется созвучным с именем Мокия, то есть будет мокрым.
Как правило, на Мокия поля освящали и обходили крестным ходом, чтобы защитить от града.
24 мая отмечается День памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.