К 85-летию со дня рождения Владимира Высоцкого вспоминаем белорусские страницы его биографии

Оголенный нерв эпохи

25 января исполнилось 85 лет со дня рождения советского актера, барда, поэта Владимира Высоцкого, память о котором с годами не ослабевает. К этой дате завтра на телеканале ОНТ увидим проект «Больше, чем поэт», концерт «Своя колея» и художественный фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Отрадно, что крепкие творческие нити связывали Владимира Семеновича и с Беларусью.

tickethunt.net

Бег иноходца

Владимир Высоцкий — человек, который жил «нараспашку — при любой погоде». Он создал свой неповторимый стиль и образный мир, его манера исполнения с характерной хрипотцой породила плеяду последователей в бардовском искусстве. Многие его произведения публика знает наизусть.
Исполнять песни в жанре городского романса Высоцкий начал в начале 1960-х, в это же время окончил Школу-студию МХАТ. В 1964-м вошел в труппу Театра на Таганке, которому оставался верен до конца жизни. Здесь Владимир Высоцкий под руководством Юрия Любимова создал целую галерею ярких образов. В кино сыграл почти в трех десятках фильмов, среди них «Служили два товарища», «Плохой хороший человек», «Вертикаль», «Интервенция», «Опасные гастроли», «Хозяин тайги», «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии» и другие.

Известно и о белорусских корнях Высоцкого. О том, что они на Брестчине, рассказывала его дальняя родственница по отцовской линии доктор искусствоведения Надежда Высоцкая. О родстве узнали случайно, когда Надежда была уже взрослой. Будучи в Москве, она разыскала Высоцкого. Тот углубляться в тему не захотел, но дал контрамарку на спектакль. А позже вдруг сам проявил инициативу: когда снимался в Беларуси в фильмах Виктора Турова, разыскал белорусскую родственницу и выступил в мастерской ее мужа (тогда главного художника издательства «Беларусь» Геннадия Голубовича) на улице Интернациональной.

«Для меня авторская песня — это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют и беспокоят», — признавался Владимир Высоцкий.

Дружба с Туровым

Сотрудничество и дружба с белорусским режиссером Виктором Туровым — особая глава в жизни Высоцкого. Туров был старше Высоцкого на один год и три месяца, оба дети войны, их связывало голодное детство, неуютное отрочество. Их пути пересеклись на картине «Я родом из детства» в 1966 году. Турова свел с Высоцким оператор Александр Княжинский. Он предложил пригласить его на пробы в роли танкиста-лейтенанта, хотя Туров видел в этом образе либо Алексея Петренко, либо Владимира Заманского. Однако в итоге выбрал Владимира Высоцкого.

«Самые первые мои военные песни были написаны для картины Виктора Турова «Я родом из детства», — вспоминал Высоцкий. Подтверждает это и Марина Влади в книге «Владимир, или Прерванный полет». А в одном из интервью детально конкретизировал сам Туров: «Действительно, Володя написал некоторые свои песни для картины

«Я родом из детства», такие как «В холода, в холода», «Высота», «В госпитале». Из песни «Высота» («Вцепились они в высоту, как в свое...») в фильм вошел фрагмент, исполнявшийся на мотив «Раскинулось море широко». Песня же «В госпитале» («Жил я с матерью и батей...») в картину не вошла, хотя Володя очень хотел ее исполнять... «Звезды», или «Падают звезды», была написана раньше и сначала предлагалась Володей для спектакля (кажется, «Павшие и живые») в Театре на Таганке, но не вошла в него. Ну а затем ее фрагмент я использовал в своей картине. Аналогичная история произошла и с песней «Братские могилы», которая тоже предназначалась для таганковского спектакля, но с незначительной доработкой вошла в фильм «Я родом из детства», правда, в исполнении Марка Бернеса. Что касается «Штрафных батальонов», я использовал только фрагмент этой песни, которую Володя написал незадолго до моей картины... «Песня о новом времени» («Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги...») и «Аисты» были написаны специально для картины «Война под крышами».
Уже позже Высоцкий позвонил Турову, находившемуся на съемках картины «Сыновья уходят в бой» в Новогрудском районе, и сказал, что хотел бы приехать вместе с Мариной Влади и показать ей Беларусь. Тогда за одну ночь он написал сразу четыре песни. Три из них — «Он не вернулся из боя», «Сыновья уходят в бой» и «Песня о Земле» — вошли в фильм Турова.

Заслуженная артистка Беларуси, актриса Театра-студии киноактера, председатель Белорусской гильдии актеров кино Светлана Суховей так вспоминала о совместных съемках с Владимиром Высоцким: «Мне было всего 16 лет, я смотрела на него снизу вверх. На площадке он больше общался с режиссером картины Виктором Туровым, Алесем Адамовичем, по роману которого она снималась, и, конечно же, с Мариной Влади. Нелепо было лезть к нему на глаза… Несомненно, слава Высоцкого тогда гремела на всю необъятную страну, Владимир Семенович уже пережил клиническую смерть, шел 1969 год, все в группе слушали его песни. Многие удивлялись, что он не застал войну, но так прочувствовал в своих песнях ее трагедию. Мы вежливо общались, даже есть совместная фотография. Во время учебы во ВГИКе ходили с однокурсниками на его спектакль в Театр на Таганке. Когда позже узнали о смерти Высоцкого, как раз находились с Виктором Туровым в Москве на Международном кинофестивале. Для нас это был шок. Я всегда с почтением относилась к своим великим коллегам и понимала, что уж если мне повезло оказаться рядом с ними, то у меня одна задача — соответствовать».

Молчание как память

В знаменитом интервью «Владимир Высоцкий. Монолог», снятом в 1980-м для «Кинопанорамы», Владимир Семенович говорит: «Я хотел бы закончить свое выступление песней, которую особенно люблю. Она написана для моего друга, почти ни одна картина которого не обходится без моих песен. Это Виктор Туров…» И Высоцкий поет известную «Песню о Земле».

После похорон Владимира Высоцкого в 1980 году Виктор Туров, увидев, как активно продают фотографии артиста, сколько интервью раздают новые «друзья» барда, дал себе слово публично нигде не говорить о дружбе с ним. И сдержал обещание. Только на последнем году жизни, в 1996-м, будучи смертельно больным, Виктор Тимофеевич открыл одной из газет некоторые подробности. Слишком дорога для него была память о друге и единомышленнике.

Памятные места

В 2016 году в новогрудской гостинице появился именной номер Владимира Высоцкого. Он жил здесь в 1969-м вместе с Мариной Влади во время съемок фильма «Сыновья уходят в бой». Сейчас это номер 322, а тогда был 320-м. Поначалу поселился в единственном на то время в гостинице номере люкс, позже переехал в частный дом у озера Литовка. На его берегу в память о Высоцком ежегодно проходит региональный фестиваль бардовской песни «Музыка сердец».

Фото из архива «СБ»

В брестской гостинице «Буг» тоже есть номер, посвященный Высоцкому, открыли его в ноябре 2015-го. Именно в этом двухместном люксе он останавливался два раза: в 1974 и 1976 годах. В номере постарались воссоздать дух советского времени. Он оформлен в стиле 1970-х. Более того, весь холл второго этажа гостиницы превращен в своеобразную экспозицию.

КСТАТИ

Песню «Он не вернулся из боя» в своем спектакле «Веселый тракт» по пьесе Бориса Васильева использовал Валерий Раевский, который долгие годы был главным режиссером Купаловского театра, а с 1991-го — его художественным руководителем. Раевский тоже был знаком с Владимиром Высоцким, он в течение трех лет проходил стажировку у Юрия Любимова в Театре на Таганке.

pepel@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter