Бизнес-сообщество предлагает создать единый орган для контроля за рынком наружной рекламы

Огни и билборды большого города

Яркие информационные табло, билборды, бегущие строки и неоновые вывески — все эти элементы наружной рекламы настолько прочно вросли в городскую среду, что житель мегаполиса уже и не представит улицы и проспекты без подобного оформления. Помимо своеобразного украшения города, реклама пополняет и городской бюджет: например, казна Минска в прошлом году выросла почти на 5 миллионов долларов. И тем не менее на рынке наружной рекламы уже много лет остаются нерешенные проблемы. Обсудить их пришли представители Администрации Президента, госорганов, бизнес-сообщества на круглый стол «Наружная реклама в Минске: проблемы и перспективы развития», организованный Республиканским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).


В сетях субъективизма

По словам председателя РСПП Александра Швеца, бизнес наружной рекламы крайне заинтересован в развитии, активно внедряет новые технологии и ищет оптимальные пути решения задач. При этом на практике до сих пор отсутствует системный подход к наружной рекламе со стороны городских властей. Нет единой схемы, по которой бы четко работали градостроители, архитекторы, рекламщики и Мингорисполком.

— Одна из причин — высокая доля субъективизма со стороны должностных лиц по поводу того, что такое хорошо в рекламе, а что плохо.

При этом бизнесу необходимо иметь четкое понимание, в каких условиях работать, а именно какие форматы рекламы будут нужны городу в ближайшей перспективе. Пока решения носят хаотичный и зачастую «индивидуальный», как говорят в РСПП, характер, согласовываются осторожно и по случаю. При этом компании готовы активно инвестировать в городскую рекламную концепцию, пополняя таким образом бюджет.

 В этой связи игроки рынка считают, что в Минске должен появиться специальный уполномоченный и заинтересованный орган управления этим направлением бизнеса. Он должен отвечать за мониторинг, контроль и развитие наружной рекламы. Есть инициатива также наделить его полномочиями центра принятия решений по вопросам рекламно-информационного оформления города. Такое предложение стало одним из пунктов проекта резолюции круглого стола, участники направят ее заинтересованным госорганам.

Председатель Белорусского союза архитекторов Александр Корбут твердо убежден: рынку наружной рекламы необходимо уделять больше внимания на уровне государства. Например, было бы неплохо разработать концепции рекламного оформления основных магистралей. Тем более что Белорусский союз архитекторов 2 года назад подготовил проект оформления на проспекте Победителей, который профинансировали рекламные компании. Концепцию утвердили в Мингорисполкоме, однако дальше дело не пошло.

Влияние на городской  облик

Заместитель начальника главного идеологического управления — начальник управления идеологии и информационной политики Администрации Президента Владимир Матусевич обращает внимание:

— Наружная реклама играет важную роль в формировании городского пространства, облика города, отдельных его сегментов, комфортных условий для жизни людей — это глобальная задача для всех нас. Наружная реклама должна находиться в тесной взаимной увязке с другими направлениями жизнедеятельности города: строительной деятельностью, социальной структурой, коммерческими проектами. Это может и должно использоваться и в реализации крупных страновых проектов. Возникающие проблемы в настоящее время решаются с точки зрения законодательства.

Представители МАРТ добавляют: ведомство серьезно прислушивается к проблемам, которые озвучивает бизнес. При этом, по словам начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инны Гаврильчик, не все вопросы наружной рекламы находятся в компетенции министерства.

— Зная проблемы бизнеса, мы несколько раз информировали Мингорисполком: назрела необходимость выработать общие технические требования к рекламным конструкциям, которые город желает видеть и которые бы не портили его внешний вид. К сожалению, наши предложения так и остались без ответа. Мы поддерживаем предложение о необходимости выработать стратегические решения и четкие общие подходы, понятные для бизнеса.

Инна Гаврильчик также напомнила о том, что в законопроекте о внесении изменений в Закон «О рекламе» есть норма, предусматривающая разработку местными органами власти решений, где были бы прописаны требования к рекламным конструкциям на определенных территориях, центральных улицах, проспектах. Пока, говорят в МАРТ, это только первый шаг. Под эту норму будут приниматься решения, а под измененный Закон «О рекламе» будет дорабатываться постановление Совмина № 1497.

— МАРТ, как основной из разработчиков этого постановления и законодательства о рекламе в целом, готов к изменениям. Мы готовы к тому, чтобы четко прописывать нормы, которые не позволили бы расширяться разночтениям законодательства на местах, — резюмировала Инна Гаврильчик.

Перезагрузка отношений

Участники рынка наружной рекламы сходятся в одном — назревшие проблемы пора решать. К сожалению, представители Мингорисполкома не пришли на круглый стол, поэтому многие вопросы просто повисли в воздухе. Исполнительный директор Ассоциации рекламных организаций Валерий Боднарь еще раз напоминает о диалоге и приводит цифры:

— В прошлом году, например, городская казна пополнилась от наружной рекламы почти на 5 миллионов долларов. Это деньги, которые бизнес готов в том числе инвестировать в городскую среду, делая ее более комфортной. Сегодня нужна перезагрузка отношений рекламного бизнеса с Мингорисполкомом. Необходимы понятные правила игры для обеих сторон и контроль за их исполнением. Нужен орган, заинтересованный в том, чтобы реклама приносила деньги в городской бюджет.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter