Огласите весь список!

Об особенностях маркировки пищевой продукции
Об особенностях маркировки пищевой продукции

Шесть лет назад на потребительском рынке Беларуси свершилась тихая революция. С июля 1999 года, когда вступил в действие стандарт, устанавливающий требования к маркировке пищевой продукции, состав, например, вареной колбасы, как, впрочем, и срок годности, количество калорий, наличие красителей и другие потребительские свойства того или иного продукта перестали быть тайной за семью печатями. Но угроза купить кота в мешке не исчезла. Из проверенных за три квартала Госстандартом 2.376 объектов торговли нарушения установлены на большинстве из них, из которых 425 — сугубо по маркировке товаров. Самые частые — отсутствие информации на русском языке, сведений о составе, массе, производителе продукции и сроках ее годности. Встречаются и случаи фальсифицированного товара. Словом, «Зри в корень!» и при этом «Не верь глазам своим!» — два взаимоисключающих принципа, которыми стоит руководствоваться, наполняя в магазине корзинку продовольствием. И уж совсем нелишним будет взять на заметку некоторые сведения о маркировке пищевых продуктов, предоставленные нам специалистами Госстандарта и Минского общества потребителей.

Товар лицом

Информация, содержащаяся на упаковке продовольственного продукта, продающегося на белорусском рынке, — это не плод творческого мышления изготовителя. «Она регулируется стандартом СТБ 1100 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования», утвержденным в 1998 году, — рассказывает главный специалист отдела стандартизации Госстандарта Светлана Куруч. — Он гармонизирован не только с аналогичным российским стандартом, но и с директивами Евросоюза, касающимися маркировки пищевых продуктов. На этикетке товара, помимо его наименования, обязательно должны быть сведения о составе и пищевой ценности, сроке годности, условиях хранения, а также наименование и юридический адрес изготовителя. А если продукция фасованная, то на маркировке указывается и ее номинальный объем».

Наше право на полную и достоверную информацию о любом товаре закреплено и 5–й статьей Закона «О защите прав потребителей».

«Продукты, не имеющие на этикетке полной и достоверной информации о составе, пищевой ценности или сроках хранения, нередко можно увидеть и на рынке, и в магазинах, — говорит юрист Минского общества потребителей Алексей Лученок, перелистывая страницы журнала, где фиксируются все обращения граждан, поступающие на «горячую линию» этой организации. — Хотя многие потребители хотели бы знать поподробнее о приобретаемом товаре, независимо от того, что это — бутылка дорогого вина или «копеечный» бутерброд.

Часто люди жалуются на отсутствие в магазинах ценников на некоторые товары. Все факты мы передаем общественным инспекторам, которые после проверки сообщают о нарушениях соответствующим службам».

Среди продукции, «засветившейся» в этом году по нарушениям маркировки, — детское питание, кондитерские изделия, мука, овощные консервы, копченые цыплята, рыба. С реализации сняты партии на десятки миллионов рублей, их продавцы оштрафованы. Однако кто знает, сколько человек рисковали своим здоровьем, употребляя в пищу неизвестно кем, когда и в каких условиях приготовленную селедку или соленые огурчики. «Потребителю надо не только знать, что у продавца всегда можно потребовать удостоверение качества и сертификат соответствия на продукт, но и самому иметь представление хотя бы о примерном его составе, — считает начальник отдела госнадзора за стандартами Госстандарта Виктор Нарыгин. — Коль это шоколад, то в нем обязательно должно быть какао–масло. Но если вместо него на этикетке вы прочтете «какао–порошок» или «тертое какао», то это будет уже кондитерская плитка».

Не все йогурты полезны

В будущем году мы недосчитаемся на рынке некоторых популярных йогуртов. Сами–то продукты никуда с прилавков не исчезнут, но именоваться будут по–новому: йогуртовые напитки, десерты — на что хватит фантазии производителей. Дело в том, что с 1 января 2006 года вступает в действие новый стандарт, устанавливающий требования к йогуртам, а государственная регистрация всех технических условий на эту продукцию, которые разрабатывали сами предприятия, аннулируется. Кроме требований к качеству, в стандарте вводится классификация йогуртов, что позволит потребителям лучше ориентироваться при их выборе.

Кстати, в июле начал действовать новый стандарт и на мороженое. До этого, несмотря на то что производственные технологии шагнули далеко вперед, любимое многими лакомство выпускалось по техническим условиям бывшего СССР. Хотя наряду с привычным пломбиром и эскимо предприятия освоили выпуск мороженого с растительными добавками, на плодово–ягодной основе, с применением различных наполнителей и ароматизаторов. Изобилие, с одной стороны, радовало потребителей, с другой — осложняло их выбор. «Не было единой классификации мороженого, из–за чего в маркировке отсутствовали многие характеристики его потребительских свойств, — говорит Светлана Куруч. — Теперь на упаковке можно прочитать полную информацию о продукте: какой он жирности, из какого сырья сделано мороженое, есть ли в нем растительные добавки, ароматизаторы или красители. Словом, покупатели более защищены от неожиданностей».

Совершенству нет предела

Жизнь, как известно, не стоит на месте. Вот и стандарт СТБ 1100 сейчас пересматривается. К концу года должна быть утверждена новая редакция этого документа с внесением некоторых изменений и уточнений, связанных с выходом в свет нового российского стандарта, касающегося маркировки пищевых продуктов, а также новых требований к ней в директивах Евросоюза. Каких же новшеств в связи с этим следует нам ожидать? Наиболее заметные из них, по словам Светланы Куруч, три. Во–первых, новая редакция стандарта закрепляет действующее с 1 ноября требование об обязательной информации потребителей о том, что тот или иной продукт является генетически модифицированным, или содержит в себе ГМ–компоненты. Соответствующая надпись будет отныне присутствовать на маркировке таких продуктов. Во–вторых, как и российский, белорусский стандарт устанавливает нанесение на маркировке в обязательном порядке дату изготовления продукции. До этого требовалась лишь информация о сроке ее годности. В–третьих, по просьбе Белорусского экзархата приостанавливается допуск на наш рынок продукции, наименования которой, мягко говоря, режут слух верующим людям. Особенно много таких названий среди винной продукции: «Монастырская изба», «Шепот монаха», «Душа монаха» — далеко не полный перечень «творчества» на религиозную тему. Когда СТБ 1100 в новой редакции вступит в силу (а это ожидается, по предварительным данным, в середине будущего года), импортер продукции с подобными названиями не сможет получить на нее сертификат.


Маркировка «народных» продуктов — вареных колбасных изделий, стандарт на которые начал действовать с 1 января 2005 года, содержит: наименование, под которым большими буквами должно стоять указание о наличии в ее составе растительных добавок (если они имеются), информацию о сорте, составе, сроке годности, реквизитах изготовителя. Помните: в составе ингредиенты всегда располагаются в порядке убывания их процентного содержания. Если первым словом в составе идет «свинина», то в колбасе ее больше всего. Высший сорт вареных колбасных изделий — это не менее 60 процентов высокосортной говядины, телятины или свинины, до 30 — субпродуктов, 10 — молока и продуктов переработки, полное отсутствие белковых препаратов: сои, муки, крахмала. Для сравнения, в колбасе первого сорта доля белков может доходить до 15 процентов, а в мясо–растительной — до 40 процентов.

На этикетке пива стоит обратить внимание на его наименование, тип (темное или светлое), состав, срок хранения, реквизиты изготовителя, номинальный объем, срок хранения и условия (если они отличаются от обычных, т.е. требуют особой температуры, влажности и т.д.).

Главным при изучении маркировки шоколада является его состав. Если в нем отсутствует какао–масло, то по белорусскому законодательству продукт не может именоваться шоколадом. Это же правило касается и шоколадной глазури. Так что на этикетке глазированного сырка или конфет также стоит поискать этот ингредиент. При отсутствии в составе конфет какао–масла их нельзя назвать шоколадными.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter