Одни прыгают в классе, другие — через класс

Часто бывает так: отдают ребенка в школу и замечают, что малыш подготовлен лучше остальных...

Часто бывает так: отдают ребенка в школу и замечают, что малыш подготовлен лучше остальных. Пока одноклассники читают по слогам, он буквально проглатывает книги страницу за страницей, пока сверстники выводят в тетради закорючки — каллиграфическим почерком пишет сочинение. Постепенно становится скучно, и тогда родители принимают решение: надо «перешагнуть» через класс, а то и через два. Пусть учится с ребятами постарше. Зачем напрасно тратить время, если ребенок все ловит буквально на лету? Но не зря психологи советуют не спешить.


Мал, да удал


Восьмиклассник негорельской общеобразовательной школы № 1 Дзержинского района Дима Минько среди своих друзей самый младший — ему нет еще и 14: в пятом классе мальчишка сдал 10 экзаменов за шестой и «перескочил» сразу в седьмой. Теперь у него и выпускной будет раньше, и студенческую жизнь на вкус попробует первым среди сверстников. Но пока нужно много учиться, а это, по словам классного руководителя Ирины Сахно, у Димы получается хорошо. К слову, возраст ничуть не мешает ему общаться с одноклассниками. Ребята его уважают. Ведь для того чтобы стать с ними вровень, пришлось изрядно потрудиться. Собственно, это мама с папой захотели испытать интеллект сына на прочность. Испытания прошли успешно. Папа Александр рассказывает:


— Мы решили заниматься с сыном дополнительно и параллельно с учебой в школе возили на курсы в Минск. В итоге за год обучения там Дима прошел трехлетнюю школьную программу по математике. Остальные предметы тоже подтянули, вот и решили: нужно переводить! Конечно, были трудности: сын и слезы лил, когда что–то не получалось. Но продолжал упорно работать. Так может каждый ребенок, у них в этом возрасте огромный потенциал. Однако важно найти и грамотного педагога, который сможет полно и в короткие сроки объяснить материал.


Разница поколений


А вот председатель Комиссии по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Владимир Зданович в некоторых вопросах с папой Димы Минько мог бы и поспорить. Владимир Матвеевич, как никто другой, знает, что такое учиться с ребятами, которые старше на несколько лет:


— Я начал читать очень рано, писать — в возрасте трех лет, постепенно освоил математику, так что среди сверстников–первоклассников было скучновато. Тогда в нашу деревенскую школу приехала специальная комиссия из райцентра, которая проверила уровень моих способностей и рекомендовала сразу после Нового года пойти во второй класс. Мне было 6 лет... Было только одно «но»: я рано окончил школу — в 15, совсем еще щупленьким подростком поступал в университет, там уже такие взрослые дядьки учились! В 20 БГУ окончил, все складывалось, получалось. А вот это ощущение, что ты младше кого–то, — оно осталось надолго.


С возрастом психологический барьер, конечно, исчез. Но благодаря своему личному опыту Владимир Матвеевич теперь знает, что сказать родителям, которые уже настроили ребенка на штурм знаний.


— Все должно идти своим чередом. Не надо бросать туда–сюда школьника. Хорошо, если у него есть рвение к знаниям. Только ведь сегодня можно учиться по индивидуальной программе. Литературу, язык изучать со всеми, а физику, информатику — на более высоком уровне, но в своем классе, со своими сверстниками. Знаю, как бывает: ребенок рванул в первые годы, а потом так устает от учебы, что скатывается до уровня отстающих.


Точка зрения


Людмила Шабашова, владелица центра ускоренного обучения, преподаватель (готовила Диму Минько к переводу):


— Считаю, что в «переходах» через класс нет ничего плохого. Главное, чтобы все было честно, подготовлено. Если ребенок почувствует, что он хорошо знает программу и в учебе может соревноваться с одноклассниками, — психологического дискомфорта не будет. Среди моих учеников много тех, кто успешно совершил такой «скачок», один даже «перешагнул» сразу два класса. Мы много занимаемся по специальной методике, и ребята, самые младшие по возрасту в своем классе, по умственному развитию — в числе первых.


Не говори «гоп»


В своей практике заведующая психиатрическим отделением Минского клинического детского психоневрологического диспансера Елена Навицкая видела, к чему порой приводят «скачки» через класс, и считает, что к этому ответственному шагу родители должны подходить, взвесив все «за» и «против».


— Иногда приходится переходить на надомное обучение, потому что дети сталкиваются с проблемами, которые не в состоянии разрешить не в силу своего интеллекта, а в силу недостаточного жизненного опыта. Интеллект и эмоциональная зрелость — разные понятия. Ребенок может быть умным, учиться с ребятами постарше. Но при этом личностно еще не дорасти до них. Я думаю, что нужно консультироваться с психологами, прежде чем отправлять ребенка в пятый класс, минуя четвертый, или в шестой, минуя пятый. Можно конфиденциально поговорить со специалистом, и это, возможно, предотвратит некоторые проблемы в будущем.


Впрочем, сами педагоги в большинстве своем ратуют за то, чтобы дети учились в привычном окружении. Вот, например, на глазах у директора 56–й гимназии Гомеля Оксаны Капустиной воспитывается немало талантливых учеников. Один только Гена Короткевич чего стоит! Парень — гений программирования, завоевал абсолютное «золото» на международной олимпиаде школьников по информатике в июле 2011 года в Таиланде. У родителей Гены, к слову, тоже программистов, и в мыслях не было «ускорять» его обучение. Все поэтапно, размеренно. Поступать в вуз Гена будет в 17 — в этом возрасте уже не так страшно выбираться из–под опеки взрослых, подростки готовы к самостоятельной жизни. Чего не скажешь о 14 — 15–летних.


— Им намного труднее, — судит по собственному опыту Оксана Антоновна. — Мой сын пошел в школу с пяти лет, хорошо учился, не отставал. Но все–таки ему хотелось еще немного побыть в детстве. Природу не обманешь.


Сейчас педагог наблюдает за еще одним юным дарованием: мальчишка учится во втором классе и как орехи щелкает математические примеры, которые ставят сверстников в тупик. Родители малыша было задумались: может, ему скучновато? Мог бы запросто освоить программу старших классов. «Подумайте», — убеждает директор. Всему свое время.


Компетентно


Татьяна Хоружая, начальник отдела дошкольного и общего среднего образования комитета по образованию Мингорисполкома:


— Случаи, когда школьник «переходит» через класс, не слишком частые. И для такого перехода есть разные причины. Бывает, ребенок уезжает на длительное оздоровление, на операцию или родителям предложили, к примеру, полгода поработать в другой стране, а у детей нет возможности учиться.


Справка «СБ»


Чтобы перевести ученика, который самостоятельно освоил материал по всем предметам соответствующего класса, в следующий, родители должны написать заявление на имя директора школы. Если специальная комиссия на аттестации посчитает, что знаний достаточно, его переведут. К слову, «перескочить» можно сразу несколько классов — решение в этом случае принимает школа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter