Режиссер Елена Турова уверена: белорусскую классику надо изучать

«Одна из важнейших задач – вернуть зрителя в зал»

На «Беларусьфильме» создана новая студия молодежного кино «Смолк@», художественным руководителем которой стала известный режиссер анимационного и игрового кино, сценарист и поэт Елена Турова. Молодые кинематографисты смогут реализовать здесь свои самые смелые идеи. Словом и делом им помогут профессионалы.

Фото Александра Кулевского

«Минуточку, корону поправлю…»

— Елена Викторовна, от каких ошибок в первую очередь предостережете своих студийцев?

— Больше всего молодым мешает корона, которая ни с того ни с сего вырастает на голове: я — творец, я — талант, я все знаю! А все остальные должны исполнять мои прихоти, и мне не нужно ничего вам объяснять. Но в кино надо уметь работать с командой, как раз уметь объяснять долго и подробно! Кино — искусство коллективное, синтетическое, многое в нем рождается в диалоге с коллегами, группой.

«Рассматриваем все идеи»

Мюзикл Елены Туровой «Звезды седьмого неба» по книге Геннадия Давыдько на музыку Леонида Ширина пользовался популярностью в прокате.
— «Смолк@» сосредоточится на игровом кино?

— Необязательно. На данном этапе мы рассматриваем все идеи. Сейчас работаем над проектом к 60-летию Белорусского союза кинематографистов. Мы решили сосредоточиться на фигурах его председателей — их было 14. Кто-то еще в строю, кто-то уже ушел. Возглавляли его и легендарные личности — Корш-Саблин, Туров, Добролюбов, Красинский... Покажем результат во время празднования юбилея БСК в ноябре. Получится фильм-документ.

— Слышал, что при студии откроются и сценарные курсы.

— О них на киностудии думали давно. Организует их не «Смолк@», а «Беларусьфильм», но со слушателями курсов мы будем взаимодействовать. Занятия будут проходить два раза в неделю. Курсы бесплатные, но интересные проекты, которые будут созданы за время обучения, останутся в портфеле киностудии и будут ей принадлежать.

— Сколько учеников планирует набрать «Смолк@»?

— 10—12, большой класс набирать нерентабельно. Будем выбирать лучших на основе присланных эссе, резюме, синопсисов. Важно увидеть, на каком уровне подготовки находится ученик. Иногда присылают такие вещи, что просто глаза на лоб лезут и не знаешь, как и что отвечать.

— Вы ведь опытный педагог — преподавали в Белорусской академии искусств.

— Да, а еще раньше я окончила филологический факультет Белорусского государственного университета, и у меня в дипломе, кроме прочего, указано «педагог». Я преподавала в академии искусств, выпускала режиссеров анимации, работала в детской телешколе, вела курсы сценарного мастерства.

— Как сложилась судьба ваших выпускников?

— Татьяна Нагорская и Евгений Иванов работают на нашей киностудии. Дарья Дедок ушла в элитную авторскую анимацию и поехала доучиваться в Чехию. Уже имеет неплохие призы на международных фестивалях. Еще одна девушка создает анимацию для компьютерных игр. Так что большинство моих выпускников занимаются тем, чему учились:  работают в анимации.

Надо пропагандировать белорусское кино. Несколько лет назад Министерство образования выпустило учебник по искусству для шестых классов, где в разделе «Кино и анимация» были представлены белорусские фильмы «Лесная быль», «Город мастеров» и даже «Киндер-Вилейское привидение». В разделе «Анимация» наравне с работами таких классиков, как Эмиль Рейно и Гарри Бардин, рассказывается о фильмах белорусских режиссеров Татьяны Кублицкой и Игоря Волчека. Это очень правильный шаг: начинать изучать белорусское кино надо в рамках школьной программы.

Современные дети белорусское кино не смотрят, не ищут его в поисковике, редко идут на белорусскую премьеру в кинотеатр. Поэтому у нас двойная задача — популяризировать историю белорусского кино и снимать фильмы, вызывающие интерес аудитории, чтобы зрители ходили на белорусскую премьеру не только в рамках киноакций. На мой взгляд, работать над возвращением зрителя в зал — одна из наших важнейших задач.

Дочь за отца

— Читал, что вы мечтаете осуществить нереализованный проект вашего отца, народного артиста СССР и БССР, лауреата Государственной премии СССР Виктора Турова «Фиеста 45»?

Фото из архива Елены Туровой

— Да, это моя мечта. Но пока события в мире мешают заняться проектом вплотную. Вместе с братом Артемом мы задумывались о масштабном белорусско-российском проекте. Но Артем пока целиком поглощен политикой, работает в Государственной думе. На вечере памяти Турова мы говорили о том, что хорошо бы реализовать его неосуществленную мечту — проект «Фиеста 45», например, к грядущему 90-летию Мастера.

— Виктора Турова помнят и любят в Беларуси. В Могилеве ежегодно проходит «Туровская осень». Как оцениваете уровень этого мероприятия?

— Горжусь, что город помнит своих героев. Отец ушел в 1996-м, и с того времени проводится киноакция. Много раз принимала в ней участие. Этим мероприятием занимаются городские власти, управление кинопроката, и для меня это очень важно. Улица Виктора Турова есть сегодня и в Могилеве, и в Минске. На барельефе Турова на фасаде могилевского кинотеатра «Родина» в октябре всегда свежие гвоздики. Памятные доски есть также и на киностудии, и на доме в Минске, в котором отец жил.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter