Одна фотография стоит тысячи слов

Известный хроникер Александр Бородулин — автор первой съемки советских девушек для журнала Playboy — к радости своих поклонников в минской галерее «Университет культуры» открыл персональную выставку «Александр Бородулин. Ретроспектива. Часть 1»...

Известный хроникер Александр Бородулин — автор первой съемки советских девушек для журнала Playboy — к радости своих поклонников в минской галерее «Университет культуры» открыл персональную выставку «Александр Бородулин. Ретроспектива. Часть 1», где представил более 200 работ, снятых в разное время.


Вернисаж — это «кардиограмма» творческого роста Бородулина, зеркало многих знаковых явлений нашего времени. Здесь запечатлены «плохие» девочки и мальчики Голливуда, с которыми Бородулин был знаком лично, — Энди Уорхол, Микки Рурк, Роман Полански, Энди Макдауэлл, Мик Джаггер, деятели тогда еще андерграундной культуры — Эдуард Лимонов, Наталья Медведева, Петр Мамонов. Есть зарисовки советского быта, богемной жизни Нью–Йорка и Парижа, портреты животных.


«Ретроспектива...» — не единственный проект Бородулина в Минске. Александр Львович проведет мастер–классы в трех вузах, откроет выставку, посвященную Великой Отечественной войне, и выпустит фотоальбом «Девушки Беларуси». Как всегда, провокационный и стильный.


Ностальгия по настоящему


— Александр Львович, кого вам нравится снимать больше — животных или людей?


— Честно говоря, все равно, лишь бы снимки были качественные. Когда профессиональный фотохудожник старается сделать достойный снимок, он не просто фиксирует реальность, а выкристаллизовывает ее, ищет некую квинтэссенцию. В таком фото есть метафизический момент напряжения. И для меня это до сих пор тайна. Как только ты нажал на спусковую кнопочку в фотоаппарате, настоящее становится прошлым. И ты никогда не можешь запечатлеть настоящее. Потому и моя выставка называется «Ретроспектива. Часть 1». Подразумевается ее продолжение. Поверьте, у меня достаточно работ, чтобы провести и вторую, и третью части (смеется. — Прим. авт.).


Помимо собственных карточек, я собирал работы моего отца — без преувеличения выдающегося фотографа XX века в области спорта. Я охотился за его снимками много лет. Собрание насчитывает десятки тысяч фотографий, где запечатлены только первые лица советского спорта.


Время выбрало их


— Когда откроется ваша вторая выставка в Минске?


— 12 мая. Вернисаж будет посвящен Великой Отечественной войне. На нем будут представлены оригиналы фото военных лет, которые я коллекционировал. По аукционным ценам они сегодня стоят от миллиона до полутора миллионов долларов.


Перед тем как показывать эту коллекцию, я усилил ее работами, связанными с Беларусью. И снова поразился той кошмарной разрухе и последствиям, которые война принесла белорусам. Хочу, чтобы на эту выставку пришло как можно больше молодежи, потому что какие–то вещи, к сожалению, уже стираются из людской памяти. Меня очень пугают симптомы появляющегося неонацизма в разных странах. Ведь для меня война — не просто очередной проект, это — судьба моей семьи. Мой отец защищал Москву, брал Берлин, дядя погиб в ополчении, мама пережила эвакуацию, многие родственники погибли в Бабьем Яру и в концлагерях Польши. А поколение, которое уже идет за мной, например, не понимает, почему нельзя выбрасывать хлеб... Этот тот случай, когда можно вспомнить одну известную американскую поговорку: «Одна фотография стоит тысячи слов».


Под сенью девушек в цвету


— С удовольствием хотел бы передать свой скромный опыт вашей молодежи во время мастер–классов. Я все время набираю фотолюбителей себе в студию. Они мне помогают и одновременно учатся. Хочется сделать все возможное для популяризации фотографии, тем более здесь, в Минске. Этот город напоминает мне что–то среднее между бывшими городами Советского Союза и швейцарским Берном. Но движется уже в сторону Берна. Думаю, со временем Минск станет приятным европейским центром. По сути, он таким и является, но будет еще лучше.


— В свое время вы сделали первую съемку для Playboy с советскими девушками, а к белорускам приглядываетесь?


— Я все–таки с 19 лет работаю фотографом моды, у меня глаз на красивых девушек, конечно, наметан. Я бы даже сказал, что он подогнан под некие общепринятые фотографические каноны. Моделей я воспринимаю не как девушек, а как объект для съемок. И скажу, что ни в одной стране мира я не видел такой концентрации красоток на один квадратный метр, как в Беларуси. Считаю, если и создавать какой–то имидж вашей страны в глазах иностранцев, то это должны быть не драники, а белорусочки. Главное, правильно подойти к созданию этого брэнда. Я, между прочим, работаю в этом направлении: готовлю книгу, которая будет называться «Девушки Беларуси».


Это будет фотоальбом. Уже начал тестовые съемки. Стиль похож на съемки в журнале GQ. За год, думаю, проект закончу. Кстати, замечаю, что время уже другое: такого ажиотажа, который возникал при слове «фотосессия» у советских прелестниц, у наших современниц уже нет.


Фотофиниш гламура


— Александр Львович, а мир глянцевой индустрии за последние десятилетия изменился?


— Ой, все в последнее время настолько зациклились на гламуре и знаменитостях... Мне это уже неинтересно.


— Но вы бы могли сегодня так же увлеченно, как и героев Нью–Йорка 70–х, снимать персонажей нашего теперешнего шоу–бизнеса?


— Я никогда не был фотографом знаменитостей. Всегда снимал людей, которых знал лично. Считал неуместным вторгаться в частную жизнь других. Хотя есть очень много моментов, о которых я теперь жалею. Например, часто находился за одним столом с людьми, которых мог назвать своими кумирами, но почему–то не фотографировал их. Хотя рука тянулась к фотоаппарату. Например, однажды ужинал с Ринго Старром и его женой Барбарой Бах и не сделал ни одного снимка. Старр был весь насупленный, в плохом настроении. Барбара постоянно выходила из–за стола, чтобы понюхать, видимо, какие–то волшебные вещества в туалете. Он очень злился из–за этого, но ничего поделать не мог. Я почувствовал, что, если запечатлею его в таком виде, он может как–то неадекватно отреагировать и этот снимок не будет точно отражать его внутренний мир. Объектив зафиксирует совсем не то. Ну и к тому же Ринго к тому времени очень устал от всего ажиотажа вокруг его имени. Я его пожалел.


— То есть вы не папарацци в душе?


— Нет. Скажу больше: я — антипапарацци. Стараюсь и молодым коллегам прививать это понимание нашей профессии.


Справка «СБ»


Александр Бородулин начал снимать в 14 лет. На улицах Москвы отыскивал сюжеты и ситуации, противоречащие официальной советской идеологии, и стал, по собственному признанию, «фотодиссидентом того времени».


В 1974 г. эмигрировал в США. Его нью–йоркская студия стала местом встречи культовых фигур того времени — здесь был русский литературный салон, куда заходили Эдуард Лимонов, Иосиф Бродский, Юрий Мамлеев, Вагрич Бахчанян.


В 1978 г. фотографии Бородулина появляются на восьми полосах американского Vogue. В 1980 г. переезжает в Париж, где заключает контракт с журналом France Soir, для которого снимает моду и кинозвезд. Фотографии Бородулина появляются на страницах Marie Claire, Officielle, Sports Illustrated, Time... Тогда же Бородулин и американский фотограф и журналист Майкл Маккензи готовят собственное издание — Manhattan Journal, в первом (и оказавшемся последним) выпуске которого печатают интервью с Труменом Капоте, главу из романа Уильяма Берроуза, фотографии Арнольда Шварценеггера, Энди Уорхола, Брук Шилдз.


В 1988 г. Александр Бородулин возвращается в Москву с заданием от американского Playboy найти и сфотографировать русских девушек для сюжета «Женщины России». Этот фоторепортаж становится самым успешным и самым дорогостоящим проектом за всю историю журнала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter