Убийство старика раскрыли только после эксгумации тела

Одинокие нуждаются в защите

Почему пожилые люди становятся легкой добычей для преступников
“Когда я повалил деда лицом в пол, он стал умолять не убивать его: забирай деньги и уходи, — рассказывал участковому 30-летний Валерий Трубович из Браславского района. — А я говорю: “Ты ж на меня топором замахивался. Если б не я тебя, то ты меня убил бы. Отпущу — сдашь в милицию, я сидеть опять не хочу. Прости, но мне придется это сделать”.


За год только в Витебской области убиты 15 стариков. А все из-за “похоронных денег”, по копейке откладываемых со стариковских пенсий

Трубович труп перетащил на кровать. Уложил на спину, голову — на подушку, руки вдоль тела, ноги выпрямлены, снял ботинки и накрыл ноги дубленкой, которая валялась за кроватью. Надеялся, что все решат, будто дед умер во сне.

Уходить без добычи не хотелось. Валерий продолжил рыться в шкафу. Односельчане говорили, что Томаш получал хорошую пенсию, называли зажиточным. Наконец, в “шуфлядке” он нашел газетный сверток. А в нем —  700 долларов! Во втором ящике лежал еще миллион рублей и поллитровка водки. Убийца забрал все и ушел домой. Через пару дней к старику на хутор заглянул племянник и увидел Томаша в кровати без признаков жизни. Рядом аккуратно стояли ботинки, в доме было все как всегда, замок — на привычном месте. Видимых повреждений на теле врач не обнаружил, от вскрытия родственники отказались. В пользу естественной кончины говорило и то, что в доме остались 850 долларов и миллион двести белорусских рублей. Деньги лежали в шкафу среди постельного белья, где, как и говорил хозяин племяннику, он их хранил. Конкретную сумму сбережений старик не называл, поэтому подозрений ни у кого не возникло.  

Слухи о том, что дед Томаш умер не своей смертью, поползли примерно через месяц после похорон. Проговорилась мать убийцы. Она же и вызвала в итоге участкового, который забрал Валерку в отдел. Подозреваемый отпираться не стал, сразу сознался в убийстве, рассказал прокурор отдела прокуратуры Витебской области Андрей Млечко:

—  Как оказалось, Валерий в тот же день рассказал родителям о том, что случилось на хуторе, даже предлагал матери деньги. А услышав совет пойти в милицию, мол, правду все равно не скроешь, пригрозил: скажете кому-нибудь, убью обоих. На следующий день он уехал из деревни, вернулся домой только после похорон своей жертвы.   

Украденные доллары убийца потратил быстро. Купил в райцентре планшет, наушники, флеш-карту, что-то из одежды. Съездил на такси в деревню к тетке, привез ей два пакета продуктов. На селе шила в мешке не утаишь. Тут же пошли разговоры, что Валерка сорит деньгами. А откуда могут быть деньги у безработного, которого семь раз судили за кражи? Мать стала бояться сына.

— После убийства он стал вести себя неадекватно, все время был злой, мы каждый день ругались. Требовал деньги, то 500 000 рублей, то миллион на какой-то мобильник, — рассказывала она следователям. — Планшет он уронил, потом из злости разбил еще больше и спалил в печке. В начале апреля я получила деньги и боялась идти домой, поэтому вызвала участкового, а сама пошла к соседке.

В милиции Трубович рассказал все. Как 9 марта с самого утра он решил пойти украсть деньги у деда Томаша, который одиноко жил на хуторе и когда-то пускал его помогать по хозяйству. Как, сильно потянув навесной замок, выдернул пробой двери. Как, копаясь в шкафу, услышал негромкое “Э, я тебя проучу!”, обернулся и увидел деда Томаша с топором в руках. Как схватил табуретку, кинул в хозяина и выбил из его рук топор. Потом подбежал, руками прижал старика к себе, сделал подножку, завалил на пол и задушил. Как постарался инсценировать естественную смерть. Уже после похорон он еще раз приходил в этот дом: думал, вынес не все ценное. На хуторе его застали сельчане.

Информацию, полученную в ходе первоначального допроса, тщательно проверили, говорит Андрей Млечко:

— Тело погибшего эксгумировали, экспертиза показала, что причиной смерти действительно стало удушение. Рассказ Трубовича почти дословно подтвердили его родители и тетя, были проверены покупки в Браславе. А вот сам он во время следствия и суда показания давать отказался, вину не признал. Стал утверждать, что пенсионера убил кто-то другой. Даже объявил о своем алиби, которое в итоге не подтвердилось. Суд расценил это как способ защиты и попытку уйти от наказания. По совокупности трех статей Уголовного кодекса (покушение на кражу, разбой и убийство) его осудили к 21 году лишения свободы в колонии строгого режима. Верховный Суд оставил приговор без изменений. Необычно в этой истории то, что за угрозу убийством осужден и родной брат Трубовича. Заявление на него написала мать. Матери боятся своих детей, которых нянчили, растили и на которых возлагали надежды.

Пожилые люди — легкая добыча для мошенников, грабителей и убийц, констатирует заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики УВД Витебского облисполкома Владимир Пронько:

— К сожалению, количество преступлений против жизни и здоровья пожилых граждан остается значительным. От преступников разных мастей в прошлом году пострадали 1260 стариков, более половины потерпевших проживают в сельской местности. Их обманывают по телефону лжемедики, грабят фальшивые социальные и коммунальные работники, выманивают сбережения продавцы различной “чудо-посуды” и “дешевых” бытовых приборов... За год только в Витебской области убиты 15 стариков. А все из-за “похоронных денег”, по копейке откладываемых со стариковских пенсий. Как правило, объектом преступных посягательств являются одинокие пожилые люди. Изменить криминогенную ситуацию в лучшую сторону, обеспечить безопасность пожилых граждан — одна из главных задач, стоящих сегодня перед сотрудниками милиции. Однако работа, которую мы проводим, никогда не заменит внимания близких людей и соседей.

  • В том же Браславском районе из-за денег убили одинокую старушку, которой был 81 год. Грабитель пробрался к ней в дом, когда та спала. С собой у него были отвертка, плоскогубцы, рюкзак и перчатки. Опасаясь, что хозяйка проснется и поднимет тревогу, он всадил ей в голову отвертку. Пенсионерка скончалась на месте. В доме у бабушки преступник забрал ценностей и денег в общей сложности на 22 миллиона рублей. Бросив в озеро орудия преступления, уехал кутить в Браслав, потом в Витебск. Суд приговорил его к 15 годам лишения свободы.  

  • Две недели назад вступил в силу приговор витебскому раскольникову, который также попытался инсценировать естественную смерть престарелой клиентки. Он обшивал сайдингом ее дом. Бабушку нашли в ванной, все выглядело так, словно она неудачно упала, но экспертиза показала, что женщину задушили. Оказалось, строитель взял у нее взаймы миллион рублей якобы на похороны матери и обязался вернуть деньги в течение недели, о чем написал расписку, но деньги никак не возвращал. После смерти хозяйки долговая расписка исчезла. Это и навело следователей на след убийцы. Он проведет в тюрьме 22 года.

  • Дикий случай произошел в январе в Поставах. В день пенсии россиянин обухом топора раскроил голову 74-летней пенсионерке, которой приходил помогать по хозяйству, а потом с этим же топором напал на почтальона. Возможно, эти истории и были бы достойны пера Федора Достоевского, да только у современных раскольниковых ни философских мотивов, ни мучительных раздумий, похоже, нет. Банальная жажда наживы. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter