На что готовы некоторые молодые люди ради красивых селфи и тысяч подписчиков в соцсетях?

Одежки без платежки

Когда брожу по соцсетям, кажется, что все владельцы аккаунтов — идеальные Аполлоны и Венеры, спустившиеся с божественного Олимпа. Одна красотка выкладывает по пять селфи в разных брендовых вещичках и учит своих подписчиков — а это, как правило, школьницы, — как стильно и дорого одеваться. Вторая хвастается новеньким айфоном, а третья и вовсе верещит о том, где лучше переждать зиму. Естественно, не в квартире с обогревателем и пледом, а на каких-нибудь, скажем, Сейшелах. И нет в этом царстве красоты предела совершенству. Но, как бы банально это ни звучало, изнанка никому не придется по вкусу — о ней мы сегодня и поговорим…

По закону можно вернуть в магазин новые вещи в течение 14 дней. Если продавец сомневается, носили их или нет, может назначить экспертизу.
Фото arfetch.com

Сладкая  иллюзия


Мое утро началось с привычного серфинга в соцсетях. И когда все новости были прочитаны и лайки расставлены, ВКонтакте пришло уведомление о новом сообщении.

«Доброе утро, — вежливо написала девушка с ником Анна Одежда и горой платьев на аватарке. А дальше заготовленный текст: — Мы молодая развивающаяся компания, предлагаем аренду эксклюзивной люксовой брендовой одежды и обуви для фотосессий и мероприятий. Есть все размеры, доставка — в течение двух дней. Цены вас приятно удивят!»

Приятно удивиться с утра мне очень хотелось. Тем более предложение, в котором слова «эксклюзивная люксовая брендовая одежда» стоят в ряд, не может не интриговать. Поэтому переписку продолжаю. Сразу узнаю, сколько такое удовольствие стоит. Цена ошарашивает — от 20 до 90 рублей. Для тех, кто никогда не брал напрокат платья, поясню: цены могут доходить до 300 рублей за сутки, а то и больше. Поэтому с неподдельным интересом продолжаю расспрашивать Анну: откуда вещи, где можно примерить, какие бренды. Девушка отвечает, мол, выбор у них пока небольшой, но «добыть» могут любую вещь, которая продается в бутиках Минска. Мне всего-то нужно найти желаемое в каталогах, и через два дня платье окажется у меня дома. Странная схема, не правда ли? Во-первых, не сказала бы, что Минск пестрит бутиками этой самой люксовой одежды. Во-вторых, какой от этого бизнеса прок? Предположим, я захотела платье от известного немецкого производителя, которое в бутике стоит 1000 рублей, и арендовала его у Анны на сутки за 90 рублей. А что дальше? Вдруг платье больше никому из ее клиентов не понравится — тогда оно будет пылиться на вешалке ее импровизированного магазина, а бизнесвумен потеряет 910 рублей? На этот вопрос, конечно же, Анна не отвечает и быстро прекращает переписку. Забегая вперед, скажу, что через пару дней эту страничку с одеждой заблокировали. Но не стоит грустить: если захотелось почти бесплатного «сыра» — его на просторах соцсетей полным-полно. Однако вопрос остается открытым: в чем подвох?

Афера  раскрыта


На него отвечает моя знакомая Юлия, совладелица шоу-рума вечерних платьев и костюмов:

— С ростом популярности соцсетей такие фейковые конторы появляются часто. Горе-бизнесмены ходят на шопинг в люксовые бутики или магазины и в примерочной фотографируют одежду на «модели». Потом рассылают эти снимки потенциальным клиенткам и предлагают что-то взять напрокат за небольшие деньги. Кстати, это не обязательно вечерние платья — молодежи для фоток в соцсети подходит и стиль casual. Главное условие, чтобы было модно и в тренде. Ребята от таких ярлыков с ума сходят. Дома они селфятся, снимают видео для YouTube или заказывают профессиональные фотосессии, и, как пели в рекламе, «все в восторге от тебя».

Фото wlooks.ru

— Что с этой одеждой происходит потом? Ведь сезон закончится, в моду придет что-то новое…

— А это самое интересное — арендодатели ее себе не оставляют. По мере заказов покупают нужные размеры и фасоны, раздают клиентам, а потом возвращают назад — в магазины, мол, ничего не подошло. Порой собирается такая гора вещей, что продавцы-консультанты приходят в шок. Все понимают, зачем нужны были эти платья и пиджаки, но сделать ничего не могут — причина для возврата есть, сроки еще не истекли. Моя подруга работает в бутике в центре города, где простые повседневные платья стоят около 500 рублей. Многие вещи там действительно эксклюзивные — дамы платят большие деньги, чтобы на какой-нибудь вечеринке не встретить знакомую в таком же наряде. Пару месяцев назад там была волна подобных махинаций: одни и те же люди постоянно покупали вещи, а через пару дней их возвращали. Администрация быстро спохватилась: распечатали фото «преступников» и повесили в подсобке. Видя этих людей, охранник не пускал их в магазин под разными предлогами: то переучет вот-вот начнется, то касса зависла. Они, видимо, поняли, что раскрыты, и больше в магазине не появлялись.

— И часто молодые люди пользуются такими услугами?

— Подсчитать невозможно — как ты поймешь, человеку действительно не подошла одежда или ее заказал юноша для выпендрежа перед одноклассниками? А еще начинающие фешн- и бьюти-блогеры, у которых еще нет связей и рекламных контрактов, пользуются такими методами: без посредников ходят по магазинам и выбирают, что нравится. Новый контент-то создавать нужно, никто на тебя не подпишется, если ты каждый день будешь показывать в обзорах одинаковые вещи. А пока бесплатную одежду для рекламы не дают и карманных денег хватает только на бургер из «Макдоналдса», особого выбора нет.

На чьей стороне в таких ситуациях закон, пояснила Дарина Гулюта, заместитель председателя правления ОО «Городское общество защиты потребителей»:

— По Закону «О защите прав потребителей» человек может вернуть продавцу любой некачественный товар в течение 2 лет. При этом товар может быть в употреблении. Продавцы неправомерно возмущаются, мол, относили обувь год, а теперь покупатель ищет способ ее вернуть. Но некоторые дефекты производственного характера проявляются только в процессе эксплуатации. Вторая ситуация, когда потребители покупают одежду, обувь и возвращают новые вещи в течение 14 дней. Эти товары можно сдать или обменять на аналогичные других размеров, форм, габаритов, фасонов, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. Но самое главное, что защищает права обеих сторон, — требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если он не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. То есть в случае если продавец сомневается в том, что вещи носили, он имеет право провести проверку качества (экспертизу), которая и установит, были они в употреблении или нет. И поверьте, продавцы активно пользуются своим правом. Поэтому, если предприниматели знают закон, подобных проблем, о которых мы говорим, не возникает. Но нередко своими правами злоупотребляют именно продавцы — намеренно отрезают ярлыки при передаче товаров, а впоследствии отказывают в возврате сумм, ссылаясь на то, что потребительские свойства не сохранены.

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter