В Литве массово проходят обыски в квартирах неугодных

Обыски и задержания — демократия по‑литовски

Одной рукой Литва перебрасывает вооружение к нашей границе, проводит у себя учения НАТО. Другой — терроризирует собственных граждан, неугодных нынешним литовским временщикам во власти. На днях официальный Вильнюс устроил массовые обыски дома у членов организации «Форум добрососедства». Лидера Эрику Швянчёнене в тот же день забрали в полицейский участок. На допрос.

Напомню, участники «Форума добрососедства» — это сторонники посаженного в Литве в тюрьму политического деятеля, журналиста Альгирдаса Палецкиса. Против человека сфабриковали статью за шпионаж и осудили на шесть лет. В декабре — последняя кассация, однако люди уже не верят в принятие высшим судебным органом иного решения.

Альгирдаса и таких, как он, официальный Вильнюс очень боится. Потому что говорят правду. Потому что стремятся к нормальным, уважительным отношениям с Беларусью и Россией, к сотрудничеству в экономике и т.д. И главное, действительно заинтересованы в улучшении уровня жизни литовцев. Выступают против военного конфликта, в который их так старательно втягивают нынешние правители.

На днях в Литве массово прошли обыски у представителей организации «Форум добрососедства»: Эрики Швенчёнене, Миндаугаса Рамошки, Казимераса Юрайтиса. Вероятно, у Дмитрия Глазкова, Дарюса Норкуса и других. Всего девять человек. Средства связи изъяты.
К Эрике Швянчёнене и ее команде режим подбирался давно. Многочасовые «беседы» до и после их поездок в Беларусь и Россию, прослушивание личных телефонных разговоров, чтение переписки, слежка… Теперь уголовное дело и обыски.


Однако люди не совершали ничего противозаконного. Да и перед каждым визитом в соседнюю страну (в том числе публично) говорили, куда и зачем едут. Так и по возвращении домой. Параллельно в литовских госмедиа запущена масштабная программа по дискредитации участников «Форума»: мол, чуть ли не враги государства, предатели. Хотя люди во благо этого самого государства, его граждан и стараются. Это вам не наши беглые преступники, призывающие к экстремизму, актам терроризма, расправам над белорусами и санкциям против Беларуси.

Обыски начались после того, как Эрика заявила о намерении выдвинуть свою кандидатуру на президентский пост. Тогда спецслужбы и открыли расследование в отношении организации по статье «Помощь другому государству в действиях против Литвы». Возбуждено уголовное дело. Мне удалось немного пообщаться с Эрикой.

— В последние дни ситуация такова, — начала она рассказ. — Наше государство специально под нас приняло закон, разрабатывало определенную статью. И как только ее приняли, на утро следующего дня у нас начались обыски. Статья эта о помощи другому государству и против Литвы. Все знают, что статью готовили именно под «Форум добрососедства».

У меня они устроили обыск в Каунасе, затем в доме моей дочери (мы там иногда бываем) в деревне. Забрали банковские карты, карту с кодами, паспорт, подсоединение к банку, электронную подпись. Это значит, что у меня нет доступа к банковским операциям. До этого блокировали мой банковский счет… Я не могу распоряжаться своими деньгами. Ничего не могу оплатить. Ни я, ни моя семья. Сейчас мне приходится одалживать деньги у друзей. Забрали телефоны, изучают звонки и переписку. Также я не могу устроиться на работу.

— Обыски проходили только в вашей комнате или у детей тоже? Знаю, у вас младшая дочь с тяжелым диагнозом. Как она это перенесла?

— Очень сложно, была напугана. У нее ДЦП. Представьте: семь часов утра, она еще спит, и в дом приходит большое количество неизвестных людей. Девочку подняли, стали все пересматривать: даже что у нее в кровати, что под кроватью… Обыск был очень тщательный во всем доме. Девочка реагировала на происходящее очень болезненно. Забрали также личные вещи другой дочери. Фотоаппарат, он ей особенно дорог.

— А что искали?

— Не знаю. Спросили, есть ли у нас ценные вещи? Для меня ценная вещь — это, к примеру, старые фотографии бабушки, для мужа — это вещи, связанные с его детством… Золота, больших денег у нас нет.

Почему‑то думают, что «Форум добрососедства» получает финансирование. То ли из России, то ли из Беларуси. Они никак не могут понять, что можно делать хорошее дело не за деньги другой страны. Что тут нет личной корысти. Люди делают это от чистого сердца, честно, из‑за идеи. И этим мы сильны.

Когда мы приехали в полицейский участок, они начали меня допрашивать. Самое непонятное для меня было: какая же у нас вина? В этом новом законе говорится о нанесении ущерба. Мол, мы нанесли стране ущерб, экономике, политике государства. Однако какой ущерб, когда и как?

Вот теми санкциями против Беларуси и России, которые Литва поддержала, она нанесла большой ущерб для себя. Это мы все поняли. Но какой ущерб мы могли нанести? В том числе Евросоюзу? Вот это нам пока неясно.

— И, похоже, все больше и больше граждан Литвы снимают розовые очки…

— Действительно, поддержка «Форума добрососедства» от людей растет с каждым днем. Мы выдвинули своего кандидата в президенты. Пока Альгирдас в тюрьме, решено, что представим мою кандидатуру. Это нашим властям не нравится, однако пока они не могут нас остановить и не знают, что с нами делать.

Альгирдас Палецкис.

— Это и стало поводом устроить на вас политическую облаву?

— Да. Сперва они хотели закрыть «Форум», но мы открылись и работаем легально. Затем стали дискредитировать его членов. Опять же, вряд ли это легко удастся. У нас есть адвокаты, поддержка граждан. Кто‑то поддерживает открыто, кто‑то осторожничает из‑за страха потерять работу, доход. Люди боятся оказаться в подобном (как мы) положении.

Все видят, что в Литве почти нет демократии. Если ты скажешь что‑то против власти, администраторов Литвы, то сразу враг народа. И она, власть, так защищает себя, прикрываясь народом.

— Эрика, ваш коллега, дома у которого тоже прошли обыски (он с июля живет в Беларуси, опасаясь преследования в собственной стране), рассказал мне, что сейчас суд рассматривает ходатайство прокуратуры о ликвидации вашей организации. Это так?

— Да, это так. Они хотят закрыть нашу организацию. А также стараются посадить нас в тюрьму, как поступили с Альгирдасом Палецкисом. Они бы этого очень хотели. А я очень вас прошу, чтобы эта новость (про такую «демократию») получила как можно большую огласку. Пусть люди знают.

Все ведь видят, что здесь экономика падает, цены растут. Ясно же, что Литве не справиться без Беларуси и России. Европе на Литву наплевать. Там мы не нужны, для них мы просто рабы. У нас нет другого пути, кроме как налаживать отношения с белорусами и россиянами… Знаете, порой не хватает слов, чтобы описать происходящее тут.

Мы же призываем к миру, диалогу, к тому, чтобы остановили войну. Однако наши слова искажают и, представляя врагами, обвиняют в том, что это чуть ли не мы виноваты в украинских событиях.

— Вас уже задерживали, допросы и давление продолжаются, возможная перспектива — тюремный срок от двух до семи лет. Тем не менее вы разговариваете со мной, журналистом.

— Закон я не нарушаю. Это первое. Второе: к сожалению, сейчас наша единственная защита — гласность. Без нее мы ничего не достигнем. А у нас большие планы. Хотим получить власть в этом государстве правовым путем, так что работы много.

gladkaya@sb.by

https://t.me/lgbelarussegodnya

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter