Обретение надежды

Вторая пересадка печени прошла успешно

Вторая пересадка печени прошла успешно


Случилось это менее чем через две недели после первой трансплантации. Там же, в 9–й минской клинической больнице. Герои те же — бригада хирургов во главе с доктором Олегом Руммо. Диагноз у пациента был тот же — цирроз печени. Только на сей раз в течение 10 часов спасали 51–летнюю женщину. Нам, журналистам, видимо, уже надо привыкать писать об этом вот так, буднично. Медики доказали: первая операция, которую уже назвали историческим для Беларуси событием, делалась не ради самой операции, не ради пиара, поздравлений и цветов. Новая страница в отечественной медицине открыта, и отныне ее будут заполнять методично, регулярно, из месяца в месяц. Ведь, по словам вице–премьера Правительства Александра Косинца, потребность 10–миллионной Беларуси сегодня — около 2.000 трансплантаций. 500 пересадок сердца, 500 — почки, 400 — печени, 600 — поджелудочной железы — вот ориентир, к которому надо стремиться.


Цели поставлены: в 2009 году должно быть пересажено первое сердце, в 2010–м — первая поджелудочная железа и первый комплекс «сердце — легкое», что самое сложное, ведь даже в мире такие операции — большая редкость. И процесс, как говорится, пошел... Сын легендарного российского трансплантолога Валерия Шумакова Дмитрий выразил готовность показать нашим специалистам тонкости пересадки поджелудочной железы. Кардиохирурги уже две недели отрабатывают технику пересадки в городском патологоанатомическом бюро, затем их ждут «курсы повышения квалификации» в клиниках Литвы, Чехии и Германии. Главный кардиохирург Минздрава профессор Юрий Островский абсолютно уверен: трансплантация сердца будет у нас сделана и сделана в срок. Причем себестоимость ее, с учетом специальных лекарств, окажется вдвое ниже, чем на Западе, — около 60 тысяч евро. Гораздо выгоднее проводить у себя весь спектр «операций последней надежды», чем связывать чаяния исключительно с зарубежными центрами, где любая пересадка обходится от 100 до 300 тысяч долларов. Хотя на первых порах потратиться, конечно, придется, и серьезно. Только одна программа по пересадке сердца включает в себя 16 (!) задач — от создания базы данных до решения организационных вопросов, которые, кстати, говоря, определяют успех. Ведь если трансплантация печени сложна технически, то в пересадке сердца самое главное — слаженность действий. На все про все у кардиохирургов — около 3 часов, тогда как при трансплантации печени в запасе 12 часов, а при трансплантации почек — порой и до полутора суток. Поэтому рассматривается такой вариант: привлекать к работе вертолеты МЧС и МВД, чтобы доставлять донорский орган из любой точки Беларуси в предельно сжатые сроки. Что касается финансовой стороны, то в общем и целом она определена. Подготовка к первым 10 трансплантациям (а о меньшем количестве, уверены кардиохирурги, и говорить не стоит: пересадка — не самоцель, не рекламное мероприятие) — это триединая задача: приобретение оборудования (911 тысяч долларов), стажировки (120 тысяч) и лекарства (421 тысяча). Итого — более 1,4 млн. долларов. Причем это одновременно и цена 10 спасенных жизней, и весомый задел на будущее: львиная доля затрат, как видим, — аппаратура, которая еще долго послужит.


Медики не устают нам напоминать о донорстве, желании и готовности каждого самому поучаствовать в развитии трансплантологии. Почки друг другу давно «дарят» родители и дети, вскоре наверняка начнутся и «родственные» пересадки печени. Задумайтесь: а состоялась ли бы вообще первая трансплантация в 9–й больнице, если бы не донор — мужчина, погибший накануне от аневризмы головного мозга? Он ведь после смерти спас троих: Сергею Станиславчику пересадили его печень, еще для двоих пациентов забрали почки... Так что деньги здесь решают далеко не все. Хотя на развитие белорусской трансплантологии сегодня их не жалеют. В 92 млрд. рублей оценивается стоимость будущего Республиканского центра. Шутка ли сказать: более 10 тысяч квадратных метров площадей! Там, в частности, планируется открыть и кардиохирургическое отделение на 30 коек. А к концу этого года кардиохирургическая служба должна заработать во всех без исключения регионах. «Нам надо забыть, что такое «лист ожидания», когда речь об операциях на сердце!» — уверен Александр Косинец.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter