С вечера 10 апреля и до окончания дня 18 апреля евреи празднуют Песах (Пасху)

Образование для всех

У праздника есть своя книга Аггада, которая рассказывает об ужасах многолетнего рабства еврейского народа, о радости выхода из него и важности помнить это из поколения в поколение. Основанием для этого служит стих из книги Шмот, глава 13 (книга Исход): “И скажи сыну твоему в тот день так: “Это ради того, что сделал со мной Господь при выходе моем из Египта”. В Аггаде, впрочем, упомянут не один, а четыре сына (есть даже Аггада, где упоминаются и дочери). Эти четыре сына — прототипы тех, кто может быть на празднике: умный, нечестивый, простодушный и тот, кто не может спросить.

Любой учитель скажет, что не только за пасхальной трапезой, но и чуть ли не в каждом классе можно найти разные типы учеников. И все же определяются сыновья/ученики не по их поведению или ответам, а по вопросам.

Умный сын спрашивает о свидетельствах, уставах и законах, которые есть в традиции. И мы должны ему рассказать подробно, так как он не стоит на месте, и мы даем в этом случае сыну или дочери больше в знании и возможности подумать. Правда, мы не забываем, что это еще в чем-то ребенок, и напоминаем, чего не нужно делать и как (и в какой момент) себя нужно вести на пасхальной трапезе — седере.

Простодушный сын спрашивает: “Что это?” И ему дается простой ответ о том, что вывел нас Всевышний из дома рабства. Простой вопрос предусматривает простой ответ. И тут мы признаем за сыном, дочерью или учеником право уточнить, что происходит и зачем.

Следующий сын — это тот, кто в принципе не может задать вопрос. И традиция учит нас не стыдить таких, а начать свое объяснение и свой рассказ, а вопросы могут быть заданы после или в процессе рассказа.

Но из моей практики раввина больший интерес, а нередко и тревогу вызывает нечестивый сын. Да, есть дети, чье поведение нуждается в серьезном анализе со стороны и семьи, и школы. Задача взрослых — не делить детей на плохих и хороших, а дать достаточно уроков, чтобы достигнуть результатов. Вопрос нечестивого: “Что это за служение у вас?” трактуется так, что он отвергает основу веры и исключает себя из общины. Кстати, в ответе мы используем фразу из книги Исход: “Это ради того, что сделал со мной Господь при выходе моем из Египта”. Добавляя: “Со мной, а не с тобой, будь ты там, не был бы избавлен из рабства”. Да, мы даем ему общий библейский ответ, как и тому, кто еще не задал вопрос, но наше добавление для нечестивого означает следующее: отвергая что-либо, ты можешь столкнуться с тем, что отвергнут и тебя.

Любопытно, что вопрос, который задает нечестивый сын (дочь), тоже из Торы, глава 12 (книга Исход). Всевышний как будто намекает нам, что вопросы воспитания, понимания учителя и родителя должны учитывать разные типы, способности и темпераменты детей. Это непростой труд, и выходя в Песах из рабства, мы прежде всего выходим навстречу к ценности нашей традиции, свободе вероисповедания и важности образования для всех.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter