Обратная сторона льна. Смогут ли производители и дизайнеры одеть нас в практичные и красивые льняные вещи.

Все любят льняные изделия за их натуральность. Но на практике в нашем гардеробе льняных вещей раз-два и обчелся. Хочется, чтобы одежда была не только натуральной, но еще красивой и практичной. А лен, который еще называют северным золотом, – материал с нордическим характером. За это и дизайнеры его не очень жалуют, да и потребители, памятуя о том, что лен имеет свойство мяться и садиться после стирки, лишний раз подумают, прежде чем купить обновку. Несомненно, в этом отношении хлопок более универсален. Однако он дорожает во всем мире, и для льна открываются новые перспективы. Но смогут ли производители и дизайнеры одеть нас в практичную и красивую льняную одежду?

Дизайнерский взгляд

— Со льном нельзя работать по привычной схеме: раскроил материал и сшил пиджак. Лен не подходит для деловых костюмов. Мало кто согласится носить мятый костюм. Есть масса приемов и подходов, которые позволяют работать со льном, по-другому создавать объем вокруг фигуры, — считает руководитель фестиваля “Мельница моды” Саша Варламов. — Идеальный лен должен быть как шелк, чтобы его можно было протянуть через кольцо. Такой лен я видел в Италии, но он очень дорогой.
Саша Варламов вспоминает, как шесть лет назад покупал оршанские белые льняные ткани и отправлял почтой в адрес известных европейских школ моды. А через несколько месяцев они вернулись в Беларусь в виде готовых модных коллекций.
Теперь, чтобы доказать, что одежда из льна может быть ультрамодной, он предложил молодым дизайнерам представить свои модели из этого материала  к “Мельнице моды”. Концерн “Беллегпром” и Оршанский льнокомбинат поддержали эту идею и пообещали помочь с тканями.
Льняную одежду активно пропагандирует и Белорусский центр моды. Уже пять лет он проводит фестиваль “Лен”.
— Свои креативные идеи наши дизайнеры воплощают в белорусских льняных тканях. Не скрою, чтобы сделать их мягче, мы проводим дополнительную обработку — энзимную стирку, пропитываем силиконом, — делится секретом успеха директор Белорусского центра моды Любовь Манулик. — Оршанскому льнокомбинату нужно работать не только над качеством своих тканей, но и над износоустойчивостью,  печатью, смесовкой, а также и над снижением стоимости материала. 
По мнению нашей собеседницы, лен нужно широко пропагандировать на государственном уровне.

Лен под сotton

Оршанский льнокомбинат хоть и не занимается производством одежды, однако разрабатывает свои модели из льняных тканей. Художник-модельер льнокомбината Тамара Володько в этом году даже получила один из главных призов на Российском фестивале моды из рук известного российского гуру моды Вячеслава Зайцева.
Предприятие шьет пробные коллекции, чтобы продвигать свои льняные ткани как среди профессионалов, так и среди потребителей. Ведь лен сегодняшний отличается от того, к которому мы привыкли раньше. Возможности производства шагнули далеко вперед. Есть плотные ткани, а есть и очень тонкие, и теперь из льна можно шить все — от легких невесомых блуз до плащей. А одна из новинок — котонизированное льноволокно, которое вообще способно разбить все бытующие стереотипы о льняных тканях.
— Котонизированное льноволокно — это короткое льноволокно, переработанное таким образом, что по своим свойствам оно становится подобно хлопковому волокну. Поэтому и называется котонизированное, от слова cotton — хлопок, — объяснил нам заместитель главного инженера предприятия Игорь Ещенко. — По сравнению с обычной пряжей из длинного льноволокна пряжа из котонизированного не имеет утолщений, шишечек, узелков и значительно более мягкая.
Поэтому представление, что лен — это всегда грубая ткань, осталось в прошлом веке.
Грубость или высокая эластичность льняных тканей во многом зависят от поверхностной плотности ткани и ее назначения, объясняют на предприятии. Многие виды тканей проходят механическое и химическое умягчение, после чего они приобретают мягкий, шелковистый гриф, становятся податливей.
Кстати, на предприятии изучили поведение новой ткани после стирки, и оказалось, что эффект мятости присутствует, но гораздо в меньшей степени, чем обычно бывает у льняной ткани.
— Я сказал бы, что сминаемость льняных тканей вовсе не недостаток, а значительное достоинство, ведь это говорит прежде всего о натуральности того продукта, которым потребитель пользуется. И весь мир это понимает, — убежден Игорь Ещенко. — Мы производим огромное количество различных тканей, среди которых есть место как тканям для постельного и столового белья, где сминаемость даже приветствуется, так и тканям одежного назначения, которые, пройдя соответствующую обработку, становятся больше похожими на шелковые ткани.
Еще один недостаток, которым любят попугать друг друга покупатели, — усадка льна после стирки. Однако то же котонизированное льноволокно таких “фокусов не выкидывает”. При производстве котонизированных тканей обязательно применяется тканеусадочная машина, которая и придает тканям потребительскую усадку.
Оршанский льнокомбинат установил итальянское оборудование, которое позволяет наносить на ткань любой дизайнерский рисунок. Такие ткани пользуются спросом у модных дизайнеров, но пока их выпускают всего несколько европейских производителей, причем ни один из них еще не работает со льном.
Первыми все преимущества изделий из новых котонизированных тканей смогут оценить школьники. Оршанский льнокомбинат подготовил для них коллекцию деловой одежды, и в следующем году она должна появиться в продаже.

Народ сказал

Екатерина БОРИСОВА, флорист, Cлуцк:
— Как-то пару лет назад на одной из выставок в Минске на стенде Оршанского льнокомбината увидела модели, которые шьет из их тканей какое-то небольшое семейное предприятие в Литве, и была просто поражена, какой красивой может быть даже мятая одежда из льна. Потом посетила магазин этого дизайнера в Вильнюсе. Он шьет только из льна, причем только из натурального, без добавок. И создает из него все — от бюстгальтера до пальто, даже сумки, украшения, обувь и вязаные вещички.

Ирина МАСКАЛЕВА, экономист, Брест:
— Заметила, что в льняной вещи можно выглядеть как элегантной европейкой, так и крестьянкой с покоса. Я ничего не имею против такого образа, но не каждый готов так ходить в городе. И очень многие вещи этим грешат. Кроме того, “льняной” лен мне, к сожалению, не подходит по цветовой гамме, очень простит, зато крашеный — совсем другое дело.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter