Обоснованность закупок определяет экономика…

Как избавиться от необоснованного посредничества при закупках?

По оценкам международных аналитиков, мировые производственные мощности превышают в несколько раз не только спрос, но и все реальные потребности населения в товарах. Поэтому самое сложное и дорогое — не произвести продукцию, а ее реализовать. Это лет 300—400 назад модницы могли приобретать напрямую обновки у портных и шляпников. За последний век экономика выработала сложную и разветвленную систему сбыта. Без нее не обойтись: дилеры, торговые представители и другие посредники. Впрочем, понятие «спекуляция» тоже не исчезло. Только приобрело новую форму в отличие от базарных фарцовщиков 80-х. Иногда под видом дилеров скрываются лжепредпринимательские структуры, которые просто делают дополнительную «накрутку», нисколько не добавляя потребительской ценности к товару. О проблеме обоснованности и необоснованности наличия посредников между продавцом и потребителем беседуем с заместителем начальника главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью Комитета государственного контроля Валентином Потаповичем (на снимке).

— Валентин Константинович, Комитет государственного контроля проблемой не­обоснованного посредничества занимается не первый год. И примеров различных накопилось немало. В частности, некогда подверглись критике вашего ведомства руководители ряда предприятий, которые продавали свою продукцию крупным российским оптовикам. Мол, та «накрутка», которую получали иностранные партнеры, могла бы остаться у белорусского предприятия, если бы оно организовало более разветвленную сеть реализации. Но ведь многие компании работают через дилерские сети. Редкий производитель в мире торгует напрямую…

— Конечно, нашим производителям необходимо создавать за рубежом собственную товаропроводящую сеть, в том числе открывать торговые дома — это будет способствовать повышению эффективности и наращиванию объемов белорусского экспорта. Сегодня, к сожалению, количество субъектов товаропроводящей сети явно недостаточно, к тому же и объемы реализуемых товаров с их участием незначительны.

В настоящее время за рубежом с участием белорусского капитала создано около 260 таких субъектов. Действуют они в 31 стране мира. В это же время Беларусь осуществляет внешнюю торговлю более чем со 170 странами.

Реализация товаров может осуществляться различными способами: через торговые дома, дилеров, дистрибьюторов, но при этом в каждом конкретном случае должен применяться индивидуальный подход, учитывающий номенклатуру товаров, страну потребления, сезонность, объемы отдельных партий и другое.

Например, если говорить о товарах легкой промышленности, то в отдельных случаях они могут реализовываться с участием посредников по приемлемой цене, обеспечивающей эффективность продаж как для производителя, так и для торгующей организации, потому как в некоторых случаях выгоднее предоставить посреднику скидку, чем инвестировать большие средства для создания собственного объекта ТПС.

— Периодически проверки выявляют факты необоснованного посредничества. А есть ли четкое определение этого явления?

— Вопрос этот неоднозначный. Но главный критерий всегда должен быть один — экономическая целесообразность закупки. А для этого предприятию необходимо проводить предтендерную подготовку, предконтрактную, например, направить соответствующие запросы в МИД, его торговые представительства, в Белорусскую торгово-промышленную палату — проанализировать рынок, предложения, финансовые условия.

Мировая экономика так устроена: кто-то производит, кто-то продает. Но за границей существуют крупные фирмы со своими логистическими складами, разветвленной сетью сбыта, они работают с большими группами товаров.

Ведь ни для кого не секрет, что львиная доля импорта в республику попадает из России, где товары растаможиваются, а потом поступают в нашу страну. Беларуси очень важно перехватить эти товарные потоки, пропустить их через себя. Тем более что и географическое положение, и транспортная инфраструктура сделать это позволяет. Радует, что работа в данном направлении начата и в Беларуси, в том числе и в рамках реализации Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года.

— Нередко необоснованные траты обнаруживаются при закупке импортного оборудования. И часто «всплывают» не­обоснованные посредники. Но ведь практически все зарубежные промышленники реализуют свою продукцию через своих дилеров и представителей. Как же избежать необоснованного посредничества в этом случае?

— Современная законодательная база определяет порядок проведения предприятиями закупок. Другой вопрос, есть ли желание его соблюдать? Если руководитель печется о своем предприятии, работниках, эффективном использовании государственных денег, все будет в порядке. Но если он думает только о собственном кармане, тогда и возникают проблемы. Конечно, можно законодательно исключить любое посредничество в принципе, и такие попытки были предприняты. Но тогда возникнут другие проблемы хозяйственных отношений.

Дело закупки сложного оборудования не такое уж и простое. Можно приобрести и более дешевую модификацию, но оно может не стыковаться с уже имеющейся аппаратурой. Нюансов много. Но сложное оборудование предприятия закупают не так уж и часто. Что же касается сырья, комплектующих, расходных материалов, поверьте мне, маркетинговые службы великолепно знают всех производителей, их ценовую политику и эффективность сотрудничества с ними. Больше всего удивляют факты, когда посредники появляются при заключении контрактов между белорусскими субъектами хозяйствования. Беларусь не настолько большая страна.

Скажем, два субъекта хозяйствования располагаются в одной области Беларуси и закупки осуществляют через посредников, которые закладывают в стоимость сделки свой интерес. В какие это рамки лезет! Иногда предприятие одну и ту же продукцию покупает то у посредника, то напрямую у производителя. Такое безобразие не происходит повсеместно, но факты имеются. Правда, с каждым годом их становится меньше.

— Можете привести конкретные примеры?

— Таких примеров достаточно. Вот один из наиболее явных фактов использования необоснованного посредничества, установленный Комитетом госконтроля за последнее время. В течение двух лет ОАО «Белкард» через посредника, частную структуру, приобрело оборудования и материалов на сумму более 1,5 млрд. рублей. Были установлены многочисленные факты нарушения законодательства при проведении закупок. В ряде случаев в конкурсных предложениях отсутствовала информация о ценовых предложениях данной коммерческой структуры. Кроме того, необходимость в закупках отдельного оборудования в таких количествах отсутствовала, так как на складах предприятия был в достаточном количестве аналогичный инструмент, закупленный у этой же фирмы ранее.

Другой факт. Открытое акционерное общество «Рапс» реализовало 1 тыс. тонн рапсового масла по ценам ниже себестоимости на сумму 545,4 млн. руб. в адрес предприятия, одним из учредителей которого является само ОАО «Рапс». В дальнейшем это масло было продано на экспорт через посреднические структуры. В результате ОАО «Рапс» недополучило выручки в размере 518,2 млн. руб., а посредники практически без каких-либо затрат (за счет переоформления документов) получили доход на сумму 442,7 млн. руб. и 75,5 млн. руб.

— Но в последнее время достаточно много говорится о внутренней логистике, создании эффективных товаропроводящих цепочек, чтобы оптимизировать затраты при доставке и сортировке продукции внутри страны. Но этим же тоже будут заниматься посреднические компании...

— Мы всегда указываем только на необоснованность посредничества. Причем когда речь идет о расходовании бюджетных и государственных средств. Как вы убедились, фактов, когда из-за использования дополнительных лишних звеньев в цепи продавец—покупатель отечественные предприятия упускают возможность заработать дополнительную прибыль, не так уж и мало. Поэтому Комитет госконтроля указывает на недопустимость таких фактов и будет это делать и впредь.

Современная экономика достаточно сложная, в ней должны функционировать компании различной направленности, в том числе и посреднические. Но когда расходуются средства налогоплательщика, должна присутствовать экономическая целесообразность оплаты услуг таких компаний. Если проведены соответствующие расчеты, изучен рынок и в результате стало очевидно, что выгодно закупить именно у дилера, а не напрямую у производителя, никаких проблем не возникает, поскольку предприятие имеет веские аргументы, обосновывающие проведение закупок именно у посредника, для любых органов, в том числе и для контролирующих.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

------------------------------------------

Прозрачная экономия

Система госзакупок в ближайшее время станет более прозрачной. Как сообщил недавно заместитель министра экономики Андрей Тур, правительством разработан проект закона «О госзакупках», который должен повысить эффективность использования бюджетных средств.

В частности, законопроект предусматривает составление списков квалифицированных компаний-поставщиков, положительно зарекомендовавших себя на рынке, а также базы данных фирм, участие которых в конкурсных торгах при госзакупках не рекомендуется по тем или иным объективным причинам.

Работа по повышению эффективного использования государственных средств и исключению не­обоснованных посредников из цепи между производителями и поставщиками уже давно проводится правительством совместно с Национальным банком, министерствами и ведомствами, администрациями облисполкомов. По мнению Андрея Тура, в стране создана качественная законодательная база, регулирующая госзакупки. Проводятся конкурсные торги, используются системы биржевой и электронной торговли. Ряд вопросов решается на отраслевом и региональном уровнях. Например, централизация закупок некоторых товаров, чтобы консолидировать в одном контракте большие объемы, что дает право на определенные скидки и другие преференции у поставщиков. Министерство архитектуры и строительства, например, рекомендовало подведомственным организациям закупать сырье и оборудование на конкурсной основе не только за государственные, но и за собственные средства.

Однако нет предела совершенству. Комплексная проверка по эффективности осуществления госзакупок, проведенная Комитетом государственного контроля в четвертом квартале прошлого года, выявила ряд нарушений и злоупотреблений отдельных субъектов хозяйствования и организаций. К виновным лицам уже приняты меры, некоторые получили выговоры, другие — уволены. Отдельным фактам сейчас дают правовую оценку в Департаменте финансовых расследований.

Андрей Тур считает, что систему госзакупок можно и необходимо совершенствовать в дальнейшем. Например, развивать площадки для электронных торгов, которые дадут возможность большему количеству компаний участвовать в торгах: ни один фактор так не снижает цены, как конкуренция. Есть резервы и для повышения доли белорусской продукции в госзакупках. Сегодня отечественные предприятия обеспечивают более 75 % поставок. Как считает Андрей Тур, в большинстве случаев можно найти конкурентоспособный белорусский аналог иностранной продукции. Главное — хорошо изучить рынок. Это нисколько не противоречит принципам специализации отечественной промышленности. Наоборот, по мнению заместителя министра экономики, вовлечение белорусских предприятий в госзакупки повышает конкурентоспособность отечественной экономики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter