Обновляясь, сохранить традиции. По сути, мы участвуем в Болонском процессе, считает ректор РИВШ Михаил ДЕМЧУК.

Министерство образования Беларуси готовит пакет информационно-организационных материалов и заявку на вступление в Болонский процесс. Правда, прием Беларуси в члены Болонского процесса состоится не завтра, а не ранее чем на очередной конференции министров образования государств-участников — в апреле 2012 года.

Министерство образования Беларуси готовит пакет информационно-организационных материалов и заявку на вступление в Болонский процесс. Правда, прием Беларуси в члены Болонского процесса состоится не завтра, а не ранее чем на очередной конференции министров образования государств-участников — в апреле 2012 года.

— И все-таки: когда белорусские студенты будут считать свою учебную нагрузку в кредитах, участвовать в программах обмена с университетами других стран и получать приложение к дипломам европейского образца? Какие еще нововведения ожидают белорусских преподавателей и студентов?

— Болонская декларация, как известно, устанавливает основные принципы формирования общеевропейского образовательного пространства, — говорит ректор Республиканского института высшей школы БГУ, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор физико-математических наук, профессор Михаил Демчук. — Их десять: от перехода на двухуровневую систему высшего образования и введения оценки трудоемкости учебных предметов в зачетных единицах до реализации социальной роли высшего образования, то есть расширения его доступности и развития системы непрерывного образования.
Де-факто двухуровневая система подготовки в белорусских вузах существует более 10 лет, де-юре она закреплена в Законе “О высшем образовании” в 2007 году. Наша специфика, однако, состоит в том, что первая ступень высшего образования предусматривает подготовку не бакалавра наук, а специалиста примерно такого же качества, какое обеспечивала дореформенная советская высшая школа. Мы исходили из того, что в Беларуси сложился вполне эффективный работоспособный рынок специалистов. И не рискнули его ослабить, заменив рынком бакалавров. Кстати, так обстоят дела практически во всех странах с переходной экономикой, включая страны СНГ.
Есть белорусская специфика и в отношении второй ступени высшего образования — магистратуры. По первоначальному замыслу магистерская ступень была ориентирована на научную сферу деятельности, продолжение учебы в аспирантуре. Впоследствии положение о магистратуре было скорректировано, мы начали готовить магистров по практико-ориентированным магистерским специальностям.

— Когда же белорусские студенты узнают, во сколько кредитов оцениваются их курсы и факультативы?

— Как только кредитно-модульная система организации учебного процесса будет закреплена законодательно. У нас к такому переходу все готово: высшая школа Беларуси с 1 сентября 2008 года перешла на образовательные стандарты, учебные планы и программы нового поколения, которые основаны на компетентностном подходе в формировании модели специалиста и междисциплинарном синтезе знаний в организации образовательного процесса. В них уже заложены принципы оценки трудоемкости в зачетных единицах. Все это соответствует Болонскому процессу и дает возможность широко внедрять системы кредитов по типу ECTS — европейской системы зачетных единиц трудоемкости.

Несколько белорусских вузов провели эксперимент по кредитной системе. Говорить о ее достоинствах или недостатках можно будет после более широкого внедрения, когда студент из любого вуза сможет, пересчитав свои кредиты, на год-два уехать учиться в другой вуз. Но замечу, что вузы, обладающие высоким рейтингом, — Сорбонна, Кембридж, МГУ и другие — относятся к ней прохладно и вводят свои правила приема студентов. В целом Болонская инициатива удобна для вузов среднего уровня, ведущим учебным заведениям унификация и “усреднение” не столь уж выгодны.

Проект инструкции по расчету трудоемкости образовательных программ с использованием системы зачетных единиц появился в Беларуси еще в 2003 году. В 2007 году в нашей стране разработан новый образец приложения к диплому на основе европейского образца, в настоящее время завершается работа по созданию системы оценки и контроля качества образования, совместимой с зарубежными стандартами.
То есть присоединение к Болонскому процессу потребует минимальных организационных мероприятий: по сути, мы давно участвуем в процессе, хотя и не заявляли об этом официально. Некоторые белорусские вузы — БГУ, БНТУ, Гродненский государственный университет имени Я. Купалы — уже играют важную роль в формировании европейского образовательного пространства: они входят в Европейскую ассоциацию университетов, которая является ассоциированным участником Болонского процесса. В рамках СНГ мы развиваем студенческую мобильность на тех же принципах, которые предлагает Болонский процесс: в 2009 году создан Сетевой открытый университет СНГ.

— Вы коснулись одного из возможных негативных последствий Болонского процесса — “усреднения” образования в вузах, которые сегодня составляют университетскую элиту. Есть ли другие минусы?

— Один из возможных минусов для Беларуси — отток молодых талантливых людей. Мы пока не смоделировали ситуацию, которая может возникнуть в связи с повышением студенческой мобильности и распространением приложения к дипломам европейского образца. Хотя в Беларуси хорошо развита система обучения студентов в зарубежных вузах — около полутора тысяч наших молодых людей выезжают на учебу, и этот процесс является управляемым.
Студенческая мобильность ради мобильности бессмысленна, она должна быть подчинена конкретным практическим целям. Вот сейчас, в связи с подготовкой специалистов для атомной энергетики, мы будем отправлять на учебу в Россию и другие страны сотни, а может, и тысячи молодых людей. Если Казах-стан обучает за рубежом 5 тысяч студентов, то Беларуси достаточно полутора-двух тысяч, чтобы осваивать новые для себя области, наращивать потенциал.
Оценивая последствия присоединения к Болонскому процессу, мы не исключаем вероятности возникновения ситуации подчинения национальных интересов решениям, направленным на укрепление глобального сотрудничества, снижения качества образования на первой ступени в условиях сокращенных сроков обучения, финансовых затрат в связи с переходом вузов на международную аккредитацию.

— Чего из советских традиций высшего образования вам как ректору с огромным стажем не хотелось бы потерять?

— Ведущие вузы Советского Союза были сильны и конкурентоспособны на мировой арене прежде всего из-за наличия в них мощных научных школ, возглавляемых видными учеными — теоретиками и практиками. В последние годы вузы отошли от такого рода традиций, что не замедлило сказаться на их рейтинге и авторитете. Вузы СССР были сильны фундаментальностью преподавания базовых университетских дисциплин, прежде всего естественно-научного цикла. Наконец, они были прочно вмонтированы в целевые государственные программы, и этот опыт позаимствовал весь западный мир. Требование сохранить положительный опыт советской высшей школы заложено в проекте государственной программы развития высшего образования на период до 2015 года, других основополагающих документах.
Болонский процесс не требует унификации. Формирование Европейского пространства высшего образования происходит в соответствии с принципом сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования.

Справка “НГ”

Михаил Иванович ДемЧук — ученый в области приборо- и машиностроения. Член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, доктор физико-математических наук (1983), профессор (1985). Заслуженный деятель науки Республики Беларусь (1996). Его послужной список: с 1988 г. министр народного образования БССР, с 1991 г. заместитель Председателя Совета Министров Республики Беларусь, ректор Белорусской государственной политехнической академии с 1994 г., заместитель премьер-министра Республики Беларусь с 2000 г., директор Центра системного анализа БГПА с 2001 г., ректор Республиканского института высшей школы Белгосуниверситета с 2002 г.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter