«Область интереса» офтальмолога

Иногда в нее попадает металлическая стружка, осколок стекла или жало пчелы...

Операционный день у офтальмологов подходил к концу. В предоперационной оставалось только три человека: пожилые мужчина с женщиной, которые, по всему было видно, сильно волновались, и пациент средних лет — «здоровяк и весельчак». Он все время улыбался, шутил и после первой же просьбы рассказал свою историю.

— Это сегодня я могу вот так запросто шутить перед операцией, ведь она у меня за последние полгода уже третья. Привык, — рассказывает Иван Иванович. — А тогда, 1 апреля, когда сверло, пробив защитные очки, вошло в глаз, поверьте, у меня было совсем другое состояние. В тот же день мне сделали первую операцию. И вот с тех пор я стал постоянным пациентом офтальмологов.

Иван Иванович работает наладчиком оборудования на одном из предприятий столицы. Как человек дисциплинированный, он никогда не игнорировал технику безопасности, но в тот раз меры предосторожности почему-то не помогли. Роковая случайность? Как бы там ни было, коллеги, не медля, доставили Ивана Ивановича в 10-ю столичную клинику — Республиканский центр микрохирургии глаза. Здесь находится круглосуточный кабинет неотложной помощи людям с самыми различными травмами и заболеваниями глаз. Именно здесь специалисты сражаются за спасение зрения или хотя бы за сохранение (в самых тяжелых случаях) глазного яблока.

Пока зрение правого глаза Ивана Ивановича, как он сам говорит, на нуле. Сегодня ему поставят искусственный хрусталик, а там… «Время покажет», — отвечают специалисты. Достоверно прогнозировать исход не всегда возможно: лечение тяжелой травмы глаза иногда требует длительного, поэтапного подхода и на каждом последующем этапе можно достичь совершенно неожиданных позитивных результатов.

— Вот еще одна производственная травма, — комментирует фотографию глазного дна уже другого пациента Татьяна Имшенецкая, руководитель Республиканского центра микрохирургии глаза, главный внештатный офтальмолог Министерства здравоохранения Беларуси, заведующая кафедрой офтальмологии БелМАПО. — Видите, вот инородное тело — кусочек металлической стружки. Пациенту повезло: осколок, проникнув внутрь глазного яблока, не повредил область сетчатки, ответственную за центральное зрение. Однако после травмы пациент должен изменить свое отношение к жизни, ограничить подъем тяжестей, не употреблять алкоголь…

Кстати, пациенты в центр обращаются с самыми невероятными травмами: повреждениями глаз пробками от всевозможных напитков, остатками лопнувших воздушных шаров, стружками, опилками, встречаются химические и солнечные ожоги. Иногда специалистам приходится спасать глазные яблоки, размозженные, например, шлифовальными кругами, или извлекать из них паразитов.

По словам Татьяны Имшенецкой, травмы — все же не основная причина обращений в Республиканский центр микрохирургии глаза.

— Здесь оказывается высококвалифицированная офтальмологическая помощь жителям Беларуси при катаракте, глаукоме, заболеваниях оптических сред глаза, сосудистого тракта, сетчатки, — объясняет специалист. — Уровень диагностики и лечения самый современный. Например, катаракта удаляется методом факоэмульсификации (хирургия малых разрезов) с помощью высокотехнологичного оборудования. Только в центре проводится трансплантация роговицы: к амниопластике прибегают при заболеваниях и повреждениях роговицы. Диагностика и лечение отслоек сетчатки проводится не только по традиционным классическим методикам, но и с применением собственных разработок сотрудников кафедры офтальмологии БелМАПО.

Интересен и тот факт, что в центре выполняют и самое большое количество операций на слезных путях. Так сложилось, что для сотрудников кафедры приоритетным направлением стала пластическая хирургия деформаций век и орбиты глаза.

Диагностическим аппаратам-»интеллектуалам», которыми располагает сегодня центр, впору присвоить космический уровень. С их помощью легко провести раннюю диагностику, четко отследить динамику процесса. Например, оптические когерентные томографы для переднего и заднего отрезка глаз: два двухмерных и один трехмерный. Последний «прощупывает» ткани не только вглубь и вширь, но и дробит «область интереса» на множество срезов. Например, патологический участок размером всего 5 на 5 миллиметров этот томограф может поделить на… 128 частей. Этот аппарат в состоянии разрешить многие спорные и сложные вопросы при постановке диагноза. Будет он правильным — легче отыщется и нужный подход к лечению.

— Сегодня мы можем использовать статическую компьютерную периметрию, флюоресцентную ангиографию, ультразвуковую биомикроскопию, электрофизиологические методы диагностики. Все это стало реальностью благодаря постоянной поддержке Министерства здравоохранения Беларуси, — отметила Татьяна Имшенецкая.

Незаменимы при офтальмологических патологиях и лазерные технологии. Как отметила Елена Шуманская, исполняющая обязанности заведующей консультативно-диагностическим отделом лазерной микрохирургии глаза, через лазерный центр в год проходит не меньше 14 тысяч человек. Основные показания — патологии глазного дна, которые грозят отслойкой сетчатки, ее разрывы, глаукома, смягчение последствий операций по удалению катаракты.

— Самое большое количество пациентов — больные диабетом, — поясняет Елена Николаевна. — Диабетические изменения глазного яблока начинаются с момента начала болезни, а вот видимым для человека образом — резким ухудшением зрения — они дают о себе знать где-то через пять лет. Если вовремя не остановить болезнь, то она приведет к полной слепоте. Лазер при лечении диабетической ретинопатии незаменим.

---------------

КСТАТИ

О признании белорусской офтальмологии говорит и то, что сотрудники Республиканского центра микрохирургии глаза активно участвуют в международных конгрессах. А сотрудники кафедры офтальмологии БелМАПО в 2008 году выступили с 14 докладами (среди которых 10 устных) на офтальмологических мероприятиях европейского уровня.

---------------

На фото: во время консультации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter