Обещанного ждут!

Еще раз о капремонтах

Еще раз о капремонтах


После публикации «Почему капремонт превращается в капитальную проблему?» («СБ» за 17.09.2008 г.) один из читателей упрекнул меня в предвзятости. Мол, рассуждая о низком качестве и нарушении сроков ремонтных работ, подсчитали ли вы, сколько за них заплатил непосредственно жилец? Подсчитала. В месяц каждый собственник или наниматель квартиры отчисляет на капремонт 1 квадратного метра 265 рублей. В год — немногим более 3 тысяч. А за 9 лет, прошедшие с момента введения графы «Капремонт» в жировке, получается около 30 тысяч рублей. Для сравнения: средняя стоимость ремонта 1 метра жилья в Минске примерно 500 тысяч рублей. Цифры действительно несопоставимые.


Но тариф утвержден Правительством. Недостающие суммы должны поступать из бюджета. Таков принципиальный договор государства с гражданином. И упрекать жильца в том, что он мало платит, поэтому и получает не очень качественный ремонт, а то и вовсе никак его не дождется, некорректно. Однако проблема действительно существует. Вот конкретный пример.


Дом по улице Молодежной, 1 в Мачулищах построен в 1954 году. Щитовой, барачного типа, без удобств. Словом, по всем признакам — временное жилье. Много подобных в поселке уже снесено. И этот в 70–е годы стоял с заколоченными окнами. Готовился под снос. Но стал пристанищем (жить больше было негде) для многодетной семьи Палий. На 30 лет. При этом ни до их вселения в ветхое жилье, ни после собственники (прежде — военная часть, нынче — Минский райисполком) ни разу не ремонтировали барак. Жильцы, чтобы скрасить свой быт, подвели в дом водопровод, канализацию. Но время неумолимо. Фундамент, устроенный без отмостки прямо на земле, стал проседать, деревянные стены — поглощать влагу. А в довершение ко всему потекла крыша. Основным квартиросъемщикам к тому времени уже перевалило за 70.


Об этом жительница дома Ольга Палий и написала в первом письме в «СБ» в 2000 году. Мы направили тревожный сигнал собственнику — в Минский райисполком. Через 3 года на крыше появился новый шифер. Котел заменили, чтобы зимой теплее было. Однако новая кровля не спасает ситуацию. Окна дома и стены практически превратились в труху, и чтобы протопить жилье, дрова в котел нужно подбрасывать каждые 2 часа, иначе замерзнут и лопнут трубы отопления. В 2006 году Ольга Палий снова жалуется. Приезжает комиссия, здание обследуют. Семье обещают не только заменить окна, но и утеплить стены. «Работы по тепловой реабилитации дома включены в программу мероприятий КУП «ЖКХ Минского района» на 2008 год». Подпись: заместитель председателя Минского райисполкома Н.И.Петухов.


Но 2008 год на дворе, точнее, уж скоро со двора. А никакую тепловую реабилитацию никто и не собирается делать. Вместо этого привезли на замену еще два новых окна. «Как же так? — пишет в очередной раз пенсионерка в «СБ». — Ведь обещали!» «Тех специалистов, которые обследовали дом по улице Молодежной, уже нет. Уволились. А продолжать латать этот барак — все равно что выбрасывать деньги на ветер, — уверена Ирина Маскалик, начальник производственно–технического отдела КУП «ЖКХ Минского района». — Целесообразнее было бы его просто снести и выделить пенсионерам однокомнатную квартиру. Тем более что дом уже со всех сторон поджимают новые здания». «За счет бюджета снести нельзя, — возражает председатель Мачулищанского поселкового Совета Александр Козлов.  — Эксперты признали дом пригодным для проживания, хотя и не соответствующим санитарно–техническим требованиям. Семью Палий поставили на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ее сын с женой вступил в ЖСК, будет строить квартиру. А Ольга Григорьевна с мужем отказалась и требует ремонта старого дома». Причины, по которым Ольга Палий и ее муж отказались строить жилье с помощью льготных кредитов, понятны. Ей 72 года, супругу 74. Решать квартирный вопрос в таком возрасте, пожалуй, поздновато. А вот требовать выполнения обещания о тепловой реабилитации жилья, тем более данного заместителем председателя райисполкома, семья имеет право. Дом капитально не ремонтировался более 50 лет. А деньги на восстановление его по тарифам добросовестно уплачены.


Так как будут выполнять обязательства? Вопрос сложный. Точно таких же бараков, построенных в 50–е годы, в поселке Мачулищи еще 38. Весь жилфонд — 106 домов. Каждый второй нуждается в капремонте. Дождались лишь 2 за последние 10 лет. В остальных зданиях меняли крыши, трубы, сети, утепляли. Ничуть не лучше ситуация и во всем Минском районе. Из 502 домов сегодня или завтра ремонтировать надо 60 процентов. В нынешнем году вторую жизнь получат только 2, еще пять утеплят. Реальность: в бюджете на все, что необходимо восстанавливать, денег нет. Что делать?


Пока, на практике, все выглядит так: пенсионерке Ольге Палий обещают «рассмотреть вопрос о сносе жилого дома и использовании земельного участка под многоэтажную застройку». Подпись:  Н.И.Петухов, заместитель председателя Минского райисполкома. Можно бы и успокоиться. Но... Человека обнадежили, и деньги на ремонт сэкономили. Только непонятно, зачем же столь дефицитные ресурсы минувшие пять лет тратили напрасно, латая крышу и меняя окна в отжившем свой век бараке, который теперь собираются сносить?


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter