Обещания на завтра. Ждет ли Польшу «золотая пятилетка» Коморовского?

На недавней инаугурации нового президента Польши Бронислава Коморовского в Королевском замке Варшавы отсутствовал Ярослав Качиньский – брат погибшего в авиакатастрофе под Смоленском президента Леха Качиньского. Тем самым главный оппонент Коморовского снова проявил свою широко известную непримиримость и дал понять, что «еще не вечер»: мол, грядущие в следующем году парламентские выборы все расставят по своим местам. Однако напряженность существует не только в польской политической элите.

На недавней инаугурации нового президента Польши Бронислава Коморовского в Королевском замке Варшавы отсутствовал Ярослав Качиньский – брат погибшего в авиакатастрофе под Смоленском президента Леха Качиньского. Тем самым главный оппонент Коморовского снова проявил свою широко известную непримиримость и дал понять, что «еще не вечер»: мол, грядущие в следующем году парламентские выборы все расставят по своим местам. Однако напряженность существует не только в польской политической элите.

Тот минимальный перевес, с которым победил Коморовский на президентских выборах, свидетельствует о глубоком расколе внутри общества, считают эксперты. Не случайно в своей инаугурационной речи новый президент сделал акцент как раз на взаимопонимании и взаимоуважении. «Я постараюсь быть президентом всех поляков, где бы они ни находились», – заявил глава польского государства, отметив, что единение народа для решения стоящих перед обществом задач не следует путать с единомыслием.
Он пообещал не разочаровать избирателей, повысить им зарплаты и стипендии, снизить налоги и провести социальные реформы. Трехпроцентный рост экономики в кризисном году – еще не повод для самоуспокоения, говорят польские аналитики. И приводят в качестве примера сохраняющийся разрыв в качестве жизни между западными и восточными регионами страны. Каждый четвертый поляк сегодня вынужден ездить на работу на большое расстояние от дома – часто в другой город. В Варшаве, по данным сотрудника Главного статистического управления Веслава Лагодзинского, на 1,7 миллиона населения приходится около 500 тысяч «трудовых мигрантов» из других городов, которые не удосуживаются официально себя где-то зарегистрировать. Маленькие городки на востоке все больше проигрывают растущим промышленным центрам Силезии, Вроцлаву, Гданьску и другим городам. По мнению экспертов, подъему восточных территорий могли бы помочь хорошие торговые и экономические связи с Россией, Беларусью и Украиной. Но политика, проводимая в последнее время польским руководством в отношении восточных соседей, этим связям не очень благоприятствовала.
Да и с единой Европой отношения у Варшавы не складывались. Поляки хорошо помнят, как братья Качиньские, и в первую очередь тогдашний премьер-министр Ярослав Качиньский, выступали против Лиссабонского договора, тормозили процессы объединения Европы, требовали для Польши каких-то особенных привилегий внутри ЕС. У многих либеральная политика девяностых годов ассоциируется с болезненными реформами ради вступления в Евросоюз и с войной в Афганистане, где, к слову, перед самой инаугурацией погиб еще один польский солдат.
В общем, сейчас, судя по всему, настало время внести коррективы во внешнеполитическую стратегию Варшавы, о чем не преминул заметить Коморовский в своем первом официальном выступлении в должности президента.
Аналитик Института Евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач предположил, что основное внимание в ближайшие годы Польша уделит именно Европейскому союзу, связывая это с тем, что страна во втором полугодии 2011 года возьмет на себя функции председателя в Евросоюзе. И география первых визитов пана Коморовского по оси Брюссель, Париж, Берлин подтверждает намерения Варшавы укрепить свои позиции в Европе.
«В лице нового польского президента мы имеем проевропейского политика, который полностью интегрирует Варшаву в европейский механизм. Думаю, что в Польше рано или поздно будет введен евро, прекратятся баталии между премьером и президентом, потому что они оба из одного политического лагеря», – говорит Александр Рар, эксперт Германского совета по внешней политике.
Второй приоритет Польши при Коморовском – укрепление союзнических отношений с США. Трансатлантический вектор Варшавы, похоже, останется без изменений. Хотя дополнительные очки Коморовский наверняка постарается заработать осенью этого года на очередном саммите НАТО, где попытается убедить своих коллег по альянсу ускорить вывод натовских подразделений из Афганистана. Там сейчас находятся 2600 польских военнослужащих.
Обнадеживающе из уст Коморовского прозвучали слова и о сотрудничестве с восточными соседями. Правда, реализовать на практике поставленные задачи ему будет очень непросто. Всякий раз, когда речь заходит об отношениях с Россией или с Беларусью, непременно всплывают термины и стереотипы, апеллирующие к «политике памяти», восстановлению «исторической справедливости» и прочим подобным клише, на которых давно базируется идеология польской восточной политики. Сумеет ли Коморовский преодолеть этот барьер? Со своей стороны официальный Минск уже предложил польскому руководству «открыть новую страницу» в двусторонних отношениях. В Беларуси даже вспомнили, что корни Коморовского – из тех земель, что когда-то были общими для литовцев, поляков и белорусов. Родовым гербом Корчак рода Коморовских в свое время пользовались в Беларуси, Украине, Литве и Польше.
– Мы считаем, что сегодня сформировался реальный исторический шанс улучшить белорусско-польские отношения, – отметил пресс-секретарь белорусского МИД Андрей Савиных. – Беларусь будет делать все от нее зависящее, чтобы это стало реальностью.
Сфера взаимных интересов включает в себя инвестиционное сотрудничество, реализацию совместных проектов в области энергетики, транспорта и логистики, сельского хозяйства. Укреплению контактов наверняка будет способствовать и упрощение визового режима, для начала хотя бы в 50-километровой приграничной зоне обеих стран.
Учитывая, что Польша является одним из инициаторов проекта «Восточное партнерство», а Беларусь – его участником, можно предположить, что прагматично настроенный Коморовский будет не против выстраивания хороших партнерских отношений с Беларусью. С другой стороны, следует быть готовым к тому, что в ближайшее время Варшава вряд ли сможет самостоятельно вести разговор с Минском без оглядки на Брюссель, считает белорусский политолог-международник Андрей Романьков.
А вот председатель Европарламента Ежи Бузек более категоричен: «Если Польша хочет занять достойное место в европейском доме, то перед Коморовским сейчас стоит очень важная задача – научиться сотрудничать со всеми, а не только с теми, кого он считает своими союзниками».
В этом контексте, безусловно, особенно важен процесс сближения Польши с Россией. Сам Коморовский выразился по этому поводу емко: «Не будет стабильного развития нашего региона без сотрудничества с Россией». Между прочим, сторонников у него в этом вопросе немало. «Друзей надо искать рядом, и с ними необходимо налаживать крепкие контакты», – считает глава Союза демократических левых сил Гжегож Наперальский.
Главное сейчас, чтобы новый польский президент не поддался давлению радикалов и не позволил расследованию катастрофы президентского лайнера под Смоленском скатиться в очередной спор о том, кто больше виноват в случившейся трагедии, говорят эксперты. По мнению российского политолога Алексея Макаркина, президентство Коморовского открывает реальную перспективу для потепления отношений между Москвой и Варшавой. «Коморовский, конечно, никакой не пророссийский политик, но это политик-реалист, для которого так же, как и для премьера Дональда Туска, выстраивание отношений с Россией – важный и стратегический фактор», – отмечает эксперт.
Любопытно, что и сам Коморовский в ходе предвыборной кампании призывал поляков «дать шанс стране на золотую пятилетку», сделать выбор между политиком, который остается в плену зависти и обиды, и светлым будущим Польши. Видимо, образ России как врага многим полякам попросту надоел. В пору мирового кризиса миф об «угрозе с Востока» теряет свою привлекательность. Важнее и выгоднее для всех – развивать деловые отношения с соседями. Тем более что создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана существенно повышает роль Польши как ключевой транзитной страны на границе Западной и Восточной Европы и актуализирует значимость совместных инфраструктурных и транспортных проектов наших стран.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter