Обелиски памяти народной

В сентябре прошлого года в селе Красном Смоленской области был открыт памятник героям 1812 года, восстановленный на средства бюджета Союзного государства.

И каждый штык горел лучом бессмертия

В сентябре прошлого года в селе Красном Смоленской области был открыт памятник героям 1812 года, восстановленный на средства бюджета Союзного государства.

Ожесточенное сражение под Красным 14 августа 1812 года – одна из самых героических страниц войны с Наполеоном. Французский император стремился внезапным броском взять Смоленск, лишить Барклая и Багратиона возможности соединиться и разбить их поодиночке. Утром 14 августа в наступление двинулась вся 200-тысячная центральная группировка Великой армии. Впереди шел маршал Мюрат с тремя кавалерийскими корпусами в 15 тысяч сабель.

Армиям Барклая и Багратиона оставалось еще два дневных перехода, чтобы достичь Смоленска. И тут оказалось, что путь французской армаде к незащищенному городу преграждала у Красного всего одна 27-я пехотная дивизия генерала Дмитрия Неверовского. Она была сформирована только что. Семь тысяч новобранцев, еще не нюхавших пороху, против главных сил неприятельской армии – соотношение представлялось безнадежным.

Мюрат первой же атакой с ходу ворвался в Красное, выбил оттуда русских и захватил десять орудий. Оставшись без артиллерии, Неверовский построил дивизию в два каре и стал отходить к Смоленску.

Самоуверенный Мюрат, опьяненный первым успехом, пренебрег мнением своих генералов, предлагавших использовать артиллерию. Он не хотел терять времени и решил разгромить дивизию Неверовского в конном строю. Мюрат был уверен, что его лихие, опытные рубаки легко сомнут и рассеют русских новобранцев. Но атака кавалерии была отбита. За ней последовала еще одна. Потом  еще и еще… Десять… Двадцать кавалерийских атак…

Узнав о заминке под Красным, Наполеон, по воспоминаниям очевидцев, пришел в неописуемую ярость. Он требовал от Мюрата немедленно ворваться в Смоленск. И взбешенный Мюрат продолжал атаки. Но русские солдаты стояли стеной. Они встречали несшихся на них кавалеристов прицельным огнем.

Наступил вечер. Дивизия Неверовского, отразив за день более сорока атак, в полном боевом порядке отошла к Смоленску. В сражении под Красным Неверовский потерял полторы тысячи человек. Но французы были задержаны почти на сутки. А утром к нему на помощь подошел пехотный корпус Раевского. План Наполеона с ходу, без боя взять Смоленск окончательно провалился.

В 1847 году по указу Николая I на месте подвига дивизии Неверовского под Красным был установлен памятник. Но в 20-х годах прошлого века он был взорван и восстановлен лишь сегодня. Средства, необходимые на воссоздание памятника, были выделены из бюджета Союзного государства. Заказчиками работ выступили министерства культуры Беларуси и России.

По воле народа

Огненным колесом прокатилось наполеоновское нашествие по всем оккупированным землям. Беларусь же под оккупацией оказалась полностью.

Захватчики довольно жестоко обращались с местными жителями, нередко отнимая последнее и оставляя без крыши над головой. Однако белорусы отвечали «взаимностью»: уходили в леса, создавали партизанские отряды и нещадно истребляли супостата.

Фактически белорусское общество во время Отечественной войны 1812 года раскололось надвое. Местная знать в основном пошла на сотрудничество с оккупантами и поддержала агрессию Наполеона против России, а белорусские крестьяне в массе своей изначально считали французского императора захватчиком, повсеместно саботировали распоряжения оккупационной администрации, срывали заготовки провианта для французской армии, разворачивая партизанскую войну. Так как народное сопротивление вынуждало французов часть войск держать в тылу, обеспечивая безопасность передовых частей,  в отместку многие белорусские города и села, через которые прошли французские войска, «предавались огню и мечу», в том числе Минск, Борисов, Полоцк, Витебск, Орша, Сморгонь. Также не случайно, когда россий-ский император Николай I решил установить памятники Героям войны 1812 года на местах наиболее ожесточенных боев, в этот список наряду с Бородино, Смоленском, Малоярославцем и Красным (Смоленская губерния) попал и белорусский Полоцк. В этих населенных пунктах и были установлены памятники-близнецы, созданные по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Адамини. В начале тридцатых годов прошлого века «благодарные потомки» снесли памятник Героям войны 1812 года в Полоцке, использовав металл «на нужды первой пятилетки».

Идея восстановить памятник долгие годы будоражила умы общественности города, где историей пропитан воздух, ведь Полоцк – самый древний город Беларуси. Сбор средств на воссоздание памятника начался в июле 1988 года. Однако после развала СССР это движение заглохло, и только в 2006 году по инициативе руководства города проблема начала решаться, во многом благодаря поддержке Постоянного Комитета Союзного государства и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которое приняло решение о выделении средств на восстановление памятника. В 2010 году памятник Героям войны 1812 года занял свое законное место на центральной площади старинного белорусского  города.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter