ОБЪЕКТивная реальность

В строительстве жилья ставка будет делаться на госзаказ и возведение арендных домов

В строительстве жилья ставка будет делаться на госзаказ и возведение арендных домов

За последнее время механизм жилищного строительства изменился концептуально. Это касается финансирования, проектирования объектов, их эксплуатации и многого другого. Какое будущее у арендных домов? Что необходимо сделать для ликвидации долгостроев? Сохранятся ли в перспективе ЖСПК? На эти и другие вопросы в ходе онлайн-конференции в “Народной газете” ответил начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси Александр ГОРВАЛЬ.

Вершина айсберга

— Александр Витальевич, совсем недавно были приняты Жилищный кодекс, Концепция государственной жилищной политики, сопутствующие нормативно-правовые документы, сделана попытка урегулировать отношения между застройщиками, подрядчиками, дольщиками и льготниками. Приняты различные программы, в том числе по строительству энергоэффективных домов, развитию индивидуального строительства и другие. В последнее время в связи с решением текущих вопросов, таких, например, как ликвидация долгостроев, мало поступает информации о стратегических планах развития отрасли. Какие изменения происходят в жилищной политике?
Андрей Васильев, Гомель

— За последнее время в отрасли произошло немало преобразований, которым надо устояться. До конца должна быть приведена в порядок нормативная база после введения арендного жилья, государственного заказа, новых позиций по долевому строительству. Ведь указ — это только вершина айсберга. К нему требуется принятие десятка постановлений Совета Министров, сотни ведомственных нормативно-правовых актов, которые по вертикали необходимо привести в соответствие.

Практически процесс гармонизации завершился по системе государственного заказа, уже начали строить отдельные дома. В полную силу возводится и распределяется арендное жилье. Создано около сотни проектов экономичных домов, которые должны кредитоваться. К концу года будет завершен первый этап работы по созданию автоматизированной системы по учету граждан, когда-либо получивших льготные кредиты, субсидии на жилищное строительство. Продолжается разработка проектов индивидуальных жилых домов, отвод под них земельных участков с формированием необходимой документации и строительством инженерных сетей.

Концептуально изменился механизм возведения жилья, начиная от выделения участка, финансирования, проектирования, собственно строительства и эксплуатации. Многие вопросы, такие как модернизация предприятий промышленности, строительных материалов и изделий, совершенствование организационной структуры (укрупнение путем создания различных холдингов, объединений), разработка новых технологий и материалов, свежих проектных решений и многие другие войдут в Концепцию новой строительной политики Беларуси. Сейчас идет работа над этим документом.

Устойчивый источник

— Вас беспокоит Александр Дмитриев из Могилева. Сейчас ужесточают правила для застройщиков, но при этом имеется нехватка квалифицированных кадров. Вам не кажется, что отрасль может дожить до тех времен, когда попросту некому будет работать? Что делать для того, чтобы стимулировать и поддерживать строительную отрасль?

— Вопрос очень сложный. Думаю, что должны быть нормальные экономические взаимоотношения. Часто в нашем обществе желания превосходят возможности, и получается, что к строителям предъявляются завышенные требования. А строителям важно иметь устойчивые источники финансирования, тогда с них можно и нужно потребовать результаты работы.

ЖСПК не для льготников

— Ходят слухи, что ЖСПК уже строить не будут, а будут возводить только арендные дома. Так ли это? Будет ли решаться вопрос уменьшения арендной платы?
Кристина Бельская, Брест

— Арендная плата и так почти в три раза ниже рыночной. Что же касается ЖСПК, то будем достраивать те, которые созданы. Постепенно будем переходить на государственный заказ и арендное жилье. А ЖСПК если и будут создаваться, то только теми, кто не имеет права на государственную поддержку.

В компетенции райисполкома

— Здравствуете, я член ЖСПК “Мечта 2009”, меня зовут Валентина. Наш кооператив был основан в 2006 году, и на протяжении этих лет шла вялотекущая стройка, а последние два года из-за судебных разбирательств между УКСом и ООО “Лекос” она и вовсе “заморозилась”. Мы хотели бы силами более влиятельных структур исправить эту ситуацию.

— В соответствии с законодательством все вопросы, касающиеся строительства конкретных жилых домов, относятся к компетенции местного исполкома, то есть Минского райисполкома. Рассчитывать на давление сверху не следует, эффекта от этого немного. В вашем случае надо ждать, пока суд вынесет решение.

— Но ведь никто не мешает заказчику искать нового подрядчика, чтобы стройка не простаивала?

— Этим обязаны заниматься местные власти. Если вопрос не решается в райисполкоме, обращаетесь по линии вертикали в облисполком. Исполкомы министерству не подчиняются. Министерство — это орган государственного управления, который формирует строительную политику, а практической реализацией на местах занимаются исполкомы. Министерство выделяет регионам деньги под определенные программы, в которых прописаны механизм финансирования, порядок строительства.

Первоочередное право

— Мы с мужем проживаем и работаем в сельской местности, имеем троих детей. В августе прошлого года получили документы на льготный кредит для строительства частного дома. На полученные от банка средства приобрели доски и арматуру. Индивидуальный предприниматель Чуйков В. Г. в сентябре выкопал с двумя работниками котлован под фундамент, установил опалубку, связал арматуру. Но мы вынуждены были отказаться от оплаты за бетон, поскольку она пришла только 22 декабря минувшего года. Весной мы снова подали документы, но нам ничего не ответили. 5 июня этого года после того, как мы встретились с директором 614-го филиала “Беларусбанка” Сергеем Цимбаревичем, пришли наконец деньги за бетон. 24 июня был залит фундамент. В тот же день мы подали документы, где указали расходы на зарплату работникам, а также будущие расходы на строительство. На вопрос, когда мы получим кредитные деньги, у заведующей отделом по кредитованию Ирины Курлович нет ответов. На строительство дома нам дали три года. Один год уже прошел. Просим разобраться в ситуации.
Ирина Нестерович, деревня Ашнарово Минского района

— Ситуация здесь, скорее всего, стандартная. Индивидуального жилья строится много, а кредитных ресурсов не хватает. Исполкомы в основном концентрируют кредитные ресурсы на многоквартирных домах. А индивидуальные финансируются по остаточному принципу. В данном случае исполком не прав, поскольку многодетная семья имеет первоочередное право на получение льготного кредита. Этой семье следует обратиться именно в исполком, поскольку, скорее всего, это не банковская проблема.

Спираль роста

— В последнее время цена квадратного метра значительно выросла. Дельта между реальной стоимостью квадратного метра и нормативом стоимости квадратного метра для расчета кредита тоже увеличивается. Почему складывается такая ситуация?
Валентина Бровкина, Минск

— Обычно система государственной поддержки строится исходя из возможностей государства. Так случилось, что на определенном этапе государство взяло на себя завышенные, непосильные обязательства по полному финансированию объектов. Сейчас посчитали и пришли к выводу, что 5,3 миллиона рублей за квадратный метр — это те средства, которые государство может выделить для поддержки тех групп населения, которые определены Указом № 13.

Что же касается стоимости жилья, то она в условиях инфляции не может оставаться неизменной. Также в обществе наблюдаются девальвационные ожидания. Присутствует в связи с этим повышенный интерес к валюте. И все это раскручивает ту спираль роста цен, которая проявляется в строительстве. Жилье не может дешеветь на фоне общего подорожания. К примеру, тарифы железнодорожные выросли, стоимость энергетики растет. Конечно, стоимость квадратного метра должна быть объективной и экономически обоснованной. Это задача Министерства архитектуры и строительства Беларуси, а также местных органов власти, заказчиков и подрядчиков. Сейчас созданы соответствующие механизмы, обеспечивающие такой подход, они базируются на нормах Указа № 361 о ресурсном методе ценообразования.

Перевод долга

— В браке с первым мужем мы построили кооперативную квартиру. У нас родилась дочь, которая там прописана. После развода я выписалась из квартиры, но у нас со вторым мужем не получается построить жилье. Бывший супруг соглашается сделать на меня перевод долга, поскольку банковский кредит был взят на 30 лет, и оформить все необходимые документы. Можно ли это сделать?
Инна Шуйская, Пинск

— Надо уточнить у работников банка, поскольку в этом деле существует очень много нюансов. Кто договор заключал? Как вносил средства? Какие обязательства имеются по договору? Кто выступает поручителем? Платежеспособен ли новый кредитополучатель? В принципе, есть практика рассмотрения подобных обращений и их положительного решения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter