Объективная необходимость.

Многовекторная внешняя политика Минска приносит дивиденды.

Стратегическая задача, которая стоит перед правительством Беларуси на 2012 году, – увеличение экспорта товаров и услуг более чем в два раза и выход на положительное сальдо внешней торговли. Большое значение в этом плане обретает внешнеполитическая стратегия Беларуси. Геополитическое положение Беларуси определяет необходимость стратегии равной приближенности к Востоку и Западу, дающей шанс эффективно использовать выгодное географическое положение, транзитный и индустриальный потенциал страны.

В десятке важнейших внешнеэкономических партнеров Беларуси – государства   практически со всех континентов: Россия, Украина, Нидерланды, Германия, Китай, Латвия, Польша, Венесуэла, Бразилия, Азербайджан. Да и может ли быть иначе для страны с открытой экспортно ориентированной экономикой?
Безусловно, важнейшим стратегическим союзником Беларуси была и остается Россия. Она также и основной торговый партнер, на долю которого приходится почти 45 процентов товарооборота Беларуси. В этом году наши страны должны выйти на рекордный показатель торговли в 40 миллиардов долларов. Итоги ноябрьского Высшего Госсовета Союзного государства вселяют уверенность в позитивное будущее союзного проекта, более тесное сближение по всем направлениям. Подписанные в Москве соглашения в энергетической сфере, несомненно, направлены на укрепление экономической безопасности Беларуси. Одновременно активизируется военное сотрудничество двух стран. Буквально на днях в Беларусь поступили новые зенитно-ракетные комплексы «Тор-М2Э». Это оружие нового поколения еще называют «чистильщиком» – за свою способность поражать любые цели. Батарея из четырех боевых машин может одновременно поразить 16 воздушных целей, летящих с разных направлений.
С учетом функционирующего Таможенного союза и выхода со следующего года на Единое экономическое пространство многократно возрастает значимость взаимодействия между Беларусью и Казахстаном.
– Беларусь сумела сохранить свою экономическую мощь как страна, где хорошо развита перерабатывающая промышленность, – отмечает казахский аналитик Болат Курманов. – Казахстан сейчас вступил в период инновационной модернизации, разработана индустриальная программа до 2020 года. Страна тратит серьезные средства на создание новых эффективных производств. В эту программу вписываются все белорусско-казахстанские договоренности, выполнение которых выведет двустороннее сотрудничество на новую высоту.
Казахстан входит в тройку крупнейших торгово-экономических партнеров Беларуси в рамках СНГ, уступая лишь России и Украине. Среди преимуществ сотрудничества с Казахстаном в инвестиционной сфере эксперты отмечают тот факт, что у этой страны налажены очень хорошие контакты с высокотехнологичными странами Азии, такими как Республика Корея или Япония. То есть фактически Казахстан может выступать в роли связующего звена между Беларусью и государствами Восточной Азии, которые в последние десятилетия демонстрируют впечатляющие темпы роста.
Очевидно, что диалог Беларуси с Россией и Казахстаном в двустороннем формате становится более практичным и наполняется экономическими проектами. Этот опыт весьма полезен в качестве наработок для создания более крупных интеграционных формирований. Одним из них как раз и является Евразийский союз. По сути, новое объединение должно превратиться в один из основных полюсов современного мира и при этом выполнять роль эффективной связки между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.
– Экономическая теория гласит, что рынок может быть самодостаточным, когда количество потребителей в нем достигает 200 миллионов. Приблизительно на такую цифру мы и выходим, заключив трехстороннее соглашение о евразийской интеграции, – отмечает белорусский экономист Алексей Беляев. – При этом во главу угла ставятся упрощенные условия торговли, свобода передвижения капиталов, работ, услуг. Формирование Единого экономического пространства без пошлин и барьеров существенно расширяет экспортный потенциал каждой страны в отдельности.
Нестабильная геополитическая ситуация в мире диктует необходимость военно-политического сближения постсоветских республик. Важную роль здесь играет Организация Договора о коллективной безопасности. Беларусь в этом году председательствовала в ОДКБ и на правах председательствующего выступила с предложениями, направленными на совершенствование международной организации и превращение ее в многофункциональную универсальную структуру безопасности. В частности, предложена программа по оснащению КСОР самым современным вооружением и совместимыми средствами связи.
В русле приоритетов внешней политики Беларуси находится и сотрудничество со странами Евросоюза, взаимодействие с которыми естественным образом предопределено. Беларусь для ЕС ключевое государство в плане обеспечения транзита грузов, товаров, пассажиров с Запада на Восток и в обратном направлении. На долю европейских стран приходится почти половина белорусского экспорта. Беларусь стабильно обеспечивает энерготранзит в Европу, фильтрует потоки нелегалов, блокирует проникновение на сопредельные территории наркотиков и оружия.
Однако конкретные результаты этого взаимодействия могли бы быть более весомыми, если бы еврочиновники избавились от идеологических стереотипов в отношении Беларуси и выстраивали отношения с Минском более прагматично. Взять, к примеру, проект «Восточное партнерство», который пока так и не стал партнерством в полном смысле этого слова.
– Белорусская сторона рассчитывала на определенный прорыв в сотрудничестве. Прежде всего в экономической сфере: инвестиции, возврат преференций в торговле, расширение экспорта, реализация выгодных проектов, – говорит директор Центра внешней политики Белгосуниверситета Андрей Русакович. – В более широком смысле в Минске надеялись реализовать свои интересы в ЕС и полноценно включиться в общеевропейские процессы, не поступаясь принципами внутренней и внешней политики. Однако Европейский союз делал ставку на то, что ему удастся вовлечь Беларусь в свою экономическую, геополитическую сферу влияния. В том числе воздействовать на проблемные, по мнению европейцев, области внутренней политики Беларуси. В результате сложилась такая ситуация, когда завышенные ожидания с обеих сторон не принесли ощутимого результата.
Впрочем, это вовсе не означает, что на политике добрососедства поставлен крест. Те европейцы, которые дорожат добрососедством, прекрасно понимают бесполезность попыток изоляции Беларуси и ее отстранения от решения актуальных для всего континента вопросов. А значит, рано или поздно в европейских столицах должны откорректировать свою восточную политику.
Естественно, двух векторов – условно говоря, восточного и западного – для эффективной политики недостаточно. Беларусь стремится расширить число «опорных точек» на международной арене за счет наращивания «дальней дуги» союзников и партнеров. Показательны в этом плане отношения с Китаем. На протяжении последних лет это государство стабильно входит в первую десятку основных торговых партнеров Беларуси. За 7 месяцев 2011 года торговый оборот Беларуси и Китая составил не менее 1,7 миллиарда долларов, что на 40 процентов больше, чем за аналогичный период 2010 года. Эксперты полагают, что в нынешнем году есть все шансы выйти на трехмиллиардный рубеж. Масштабное инвестирование Китая в белорусскую экономику, а также многомиллиардные кредитные ресурсы под выгодный процент аналитики расценивают как фактор высокого доверия между двумя странами, что подтвердил и сентябрьский визит в Минск председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго. Важно отметить еще один принципиальный момент: реализуемые белорусско-китайские проекты, как правило, носят импортозамещающий и экспортно ориентированный характер. Они также направлены на модернизацию белорусской экономики, увеличение использования местных ресурсов. В стратегическом плане все это очень важно для Беларуси, нацеленной на увеличение объемов производства, расширение экспортных поставок и рынков сбыта.
Кроме того, не стоит забывать, что Китай сегодня – не просто вторая экономика мира. Наряду с Россией, Индией, Бразилией и Южной Африкой он входит в группу БРИКС, которая играет все более значительную роль в мировой экономике.
– Развитие альянса стран БРИКС основывается на простой идее – в силу огромного населения, огромной территории и высоких темпов экономического развития Бразилия, Россия, Индия и Китай обречены на то, чтобы стать грядущими лидерами мира вместо традиционных лидеров – стран Запада, – считает заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси, доктор политических наук Сергей Кизима.
Многие эксперты прогнозируют, что нынешний век станет веком Азии. В этом контексте особого внимания заслуживает деятельность Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая фактически утвердилась в качестве сильного полюса регионального притяжения. Еще одним дипломатическим успехом Минска можно считать получение белорусским парламентом статуса наблюдателя в Межпарламентской ассамблее АСЕАН. По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам и связям с СНГ Виталия Бусько, участие белорусов в работе Межпарламентской ассамблеи АСЕАН «открывает для страны площадку для постоянного диалога с государствами – членами организации по ключевым политическим и экономическим вопросам, а также возможность активнее продвигать национальные интересы в регионе». А ведь это огромный рынок: 600 миллионов населения плюс совокупный ВВП в 2 триллиона долларов. Для открытой, ориентированной на экспорт белорусской экономики – просто золотая жила.
Кроме того, Беларусь становится активным игроком на латиноамериканском рынке. Например, в Венесуэле белорусы уже добывают нефть, строят дома, заводы, железные дороги и газопроводы. Для Венесуэлы Беларусь интересна и как важный стратегический плацдарм в центре Европе, как обладатель развитого машиностроения и сельского хозяйства. То есть экономики двух стран являются взаимодополняющими. Объем двусторонней торговли, по итогам года, может достигнуть 2 миллиардов долларов, хотя шесть лет назад, когда стороны только начинали развивать отношения, он составлял всего около 7 миллионов.
Таким образом, многовекторность как принципиальная основа белорусской внешней политики приносит ощутимые плоды и стала ответом на современные угрозы и вызовы. Ну а для открытой экономики Беларуси это серьезный стимул к наращиванию объемов производства и расширению своего присутствия на международных рынках.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter