Источник: Знамя юности
Знамя юности

Семья Лапко из Минска поднялась на действующие вулканы Индонезии

Обед с видом на вулкан

Чуть больше года назад Анастасия и Константин Лапко из Минска покорили самую высокую точку Европы – Эльбрус. В феврале взобрались на «Крышу Африки» – Килиманджаро. Когда вершины двух континентов были пройдены, супруги решили в следующую экспедицию взять сыновей. И, несмотря на сложность нового маршрута, не передумали! В декабре семья в полном составе побывала на действующих вулканах Индонезии.


В квартире Лапко хранится реликвия – белорусский флаг. С ним пара побывала на Эльбрусе и Килиманджаро, а осенью Настя взяла его на встречу актива БРСМ с Президентом. Развернув полотно, научный сотрудник Института биоорганической химии Национальной академии наук и победительница конкурса «100 идей для Беларуси» предложила дарить флаги семьям во время переписи населения. Уже тогда Анастасия знала, какие высоты будет покорять зимой:

– Все наши путешествия начинаются с покупки авиабилетов. Летом на распродаже нашли хорошие предложения по перелету в Индонезию и забронировали места для четверых. Восьмилетний Степан до этого уже не раз летал на море, а трехлетнему Семену только предстояло познакомиться с самолетами. Причем основательно: из Минска до Джакарты в общей сложности летели около 14 часов с пересадкой в Абу-Даби. Плюс стыковка заняла более шести часов.

Маршрут Настя и Костя составляли несколько месяцев. Расписали его по часам, чтобы за десять дней посетить пять действующих вулканов, а затем отправиться на Бали:

– Индонезия – страна вулканов. На одном только острове Ява их 135. Посетить все нереально, а один – мало. Мы выбрали пять самых интересных и четко придерживались плана, чтобы попасть на них.



Немного отдохнув после перелета в Джакарте, минчане сели в поезд, следующий до города Бандунг. Этот административный центр притягивал тем, что рядом с ним находятся два действующих вулкана. Тангкубан Пераху в последний раз извергался в 1983 году, Папандайян – в 2003-м, продолжает Настя:

– Название вулкана Тангкубан Пераху переводится как «перевернутая лодка», и действительно внешне он ее напоминает. Поднявшись на высоту 1830 метров над уровнем моря, полюбовались кратером Кавах Рату, из которого парили серные фумаролы. После него спустились в Кавах Домас – еще один кратер, полный кипящих фонтанов. Время близилось к обеду, поэтому сварили яйца прямо в гейзере. Когда сели за импровизированный стол, почувствовали, как что-то обжигает стопы. Присмотревшись, заметили в земле десятки крошечных отверстий, в которых кипит вода. Пришлось быстро менять дислокацию. А чуть позже пробирались к стоянке сквозь тропический ливень, который по щиколотку затопил тропу для спуска. И хотя дождь был теплым, после него прогревались в горячих вулканических источниках.

Самые завораживающие места в окрестностях Бандунга путешественники нашли на юго-востоке. Свернув с протоптанных туристами троп, заглянули в пасть вулканическому дьяволу:

– Только вообразите: со склона высотой почти два километра стекает теплая река с температурой воды в 42 градуса. В самом кратере полно булькающих грязевых котлов и серных источников, разноцветных сероводородных ручейков и застывших лавовых потоков. Завершает апокалиптическую картину мертвый лес: 15 лет назад облако раскаленного пепла высушило деревья, оставив только черные выкрученные стволы, торчащие из земли.


После перелета в Джокьякарту и посещения в культурном центре Явы храмовых комплексов Боробудур и Прамбанан семью ждал Мерапи. Это самый активный вулкан Индонезии, который бушует каждые семь лет:

– К жерлу «огненной горы» предприимчивые индонезийцы через джунгли проложили дорогу для джипов. Долину Мерапи называют кладбищем смельчаков, но нам удалось подобраться к монстру достаточно близко. Интересно, что одно из самых сильных извержений современности случилось 5 ноября 2010 года, когда родился наш сын Степа. Под оплавленными часами, остановившимися в тот день, мы сфотографировали первенца с открытым паспортом. А потом то же самое проделали местные, проверяя, чтобы на снимках обязательно читались даты.

Перед перелетом в Сурабаю у Лапко выдался день отдыха на Индийском океане. Купались, загорали, пили кокосовое молоко, но мыслями Анастасия уже была в следующем пункте:

– Преодолев долгий путь, глубокой ночью очутились у подножия вулкана Бромо. Обули альпинистские ботинки, утеплились, пересели в джип – обычное авто по лавовому полю не пройдет. На смотровой площадке встретили необыкновенно красивый рассвет и продолжили путь к Бромо по мертвой пустыне, рожденной огнем и пеплом. На кальдеру поднялись, преодолевая 250 ступеней храма, расположенного у самого жерла, в котором раскинулось море вулканического песка.

В ночное восхождение на вулкан Иджен, пятый в списке путешественников, родители решили не брать детей из-за сложных условий:

– Это привлекательное и в то же время очень опасное место. Три километра вверх и еще 500 метров спус­ка в кратер, где, приручив вулкан, местные добывают серу и находится Кава – самое большое кислотное озеро в мире. Мы стартовали ночью, чтобы увидеть, как расплавленная сера горит в темноте бирюзовым огнем. На пологий склон взошли первыми благодаря альпинистской подготовке. Спускались медленно, выверяя каждый шаг, в респираторах, потому что из-за концентрации ядовитых газов трудно дышать. По пути пропускали добытчиков серы – представителей очень опасной профессии, которая на Яве считается элитной. Зарабатывают трудяги всего пять долларов в день, перенося на своих плечах до 150 килограммов желтого вещества.



В Минск Лапко вернулись на прошлой неделе. Спустя несколько дней вслед прилетела тревожная новость – побережье Индонезии накрыло цунами. И хотя случилось это вдали от тех мест, где семья побывала, Анастасия и Константин искренне сочувствуют жителям далекой страны, позволившей им установить личные рекорды:

– Семен и Степан стали самыми юными белорусами, побывавшими на четырех вулканах Индонезии. Младший сын проделал путь на спине у папы, старший поднялся самостоятельно, и пока мы фотографировались с флагом страны и БРСМ, Степа развернул на вершине знамя своей гимназии № 61. Во время восхождений нам ни разу не встретились дети – путешествие это достаточно рискованное. Повторили бы? Возможно! Но непокоренные вершины манят сильнее.

zubkova@sb.by 

Фото из архива семьи Лапко
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter