Обаятельный жандарм из Сен‑Тропе. Увлекательная прогулка по солнечному курорту

Обаятельный жандарм из Сен‑Тропе

Ровно 50 лет назад к нам пожаловали жандармы. Бодрым строевым шагом, под ать‑два прошлись по кинотеатрам от Сен‑Тропе до Нью‑Йорка. Потом были еще приключения с женитьбой и даже пришествие инопланетян! Скучать зрителям не приходилось, ведь солировал в форменной команде сам Луи де Фюнес. С фильма «Господин Крюшо в Нью‑Йорке» в январе 1972 года началось наше знакомство с бравым персонажем в исполнении знаменитого французского комика.


Изысканная месть

Как рождаются великие герои? Слава, как и любовь, приходит нежданно. Даже если вы не ищете ее, она найдет вас... Сценарист Ричард Бальдуччи, отправляясь на по­иски новых сюжетов и локаций, заплутал на Лазурном Берегу где‑то между Тулоном и Ниццей. Как это часто бывает, именно в этот момент ему показалось, что он нашел то, что искал: виллу, подходящее место для съемок... Кинодеятель, вдохновленный предвкушением исполненного дела, беспечно оставил на сиденье своего кабриолета портативную камеру и отправился поближе рассмотреть то, что увидел с дороги. Возвращение, однако, настроение испортило напрочь. Камеру украли.

Бальдуччи, возмущенный происшествием, отправляется в ближайший городок Сен‑Тропе, где скороговоркой изливает свой гнев в отделении местной жандармерии. Расслабленный сиестой местный страж порядка сонно объясняет незадачливому потерпевшему, что сейчас обед, а не время играть в полицейских и грабителей. Мало того, в жандармерии, вероятно, знают вора — упустили его пару дней назад. Но все равно, предпринимать что‑то немедленно нет никакой возможности…
Бальдуччи, ошеломленный простодушием офицера, уходит, пообещав прославить местного жандарма на всю Францию.

Рождение мифа

Сен‑Тропе — перекресток мифов и яхт, бывшая рыбацкая деревня, давно превратившаяся в фешенебельный курорт, принимающий ежегодно тысячи туристов. Беззаботные отдыхающие стремятся сюда, чтобы подышать морским воздухом, пройтись по улицам и пляжам, которые видели в кино. Именно кинематографии Сен‑Тропе, расположенный на удалении от крупных людных и промышленных центров, во многом обязан своей известностью в отличие от других разбросанных вдоль побережья городков.

Большая слава к Сен‑Тропе пришла в середине 1950‑х. Первый камень заложила Брижит Бардо, сверкнувшая на тамошних пленэрах в фильме «И Бог создал женщину». Скандал, сопровождавший картину, сделал из актрисы секс‑символ десятилетия, а между делом поспособствовал рождению мифа о чудесной деревушке, которая уже много лет пользуется популярностью… правда, в узких кругах. После выхода фильма узкий круг стал стремительно расширяться за счет тех, кто мечтал прогуляться по местам, где зажигала Бардо.

Наплыв богатых туристов и процветание курорта расслабляюще ­подействовали на горожан. Тут и приключился эпизод, давший старт веселой серии фильмов про местных жандармов и принесший городу уже мировую известность. Ричард Бальдуччи поделился желанием сделать комедию с Луи де Фюнесом, который поддержал идею. Так на местных безмятежных пляжах появился Людовик Крюшо — «Жандарм из Сен‑Тропе»: деятельный служака, успевающий и нудистов погонять, и Рембрандта найти, и с непутевой дочерью не осрамиться…

Познавательная экскурсия по Нью‑Йорку

Нудистов в СССР по понятным причинам не показали, знакомство с Крюшо началось сразу с поездки в Нью‑Йорк. Вот где невиданные красоты. В 1960—1970‑е нам нечасто показывали Америку даже в «Клубе путешественников», все больше в новостных программах митинги и плакаты около Белого дома. Так что кинопрогулка по Нью‑Йорку с экскурсоводом Фюнесом для многих была первой в жизни. Сначала скоропалительные уроки иностранного языка, очень знакомые по собственному опыту. Затем яркие впечатления провинциальных французов от нависающих над головой небоскребов, вероятно, ничем не уступающие от подобных эмоций наших небалованных высотными технологиями сограждан. А каково исхитриться сделать мясо по‑французски в стране победившего фастфуда? Американским традициям прилично досталось от Крюшо и коллег. Фильм вообще получился развлекательно‑познавательный. Например, поездка жандармов на трансатлантическом лайнере с диковинным еще тогда для нас боулингом или игровым автоматом «Футбол», пришедшим в СССР лишь в 1980‑е.

Фон получился яркий, герои колоритные. Подражать им, конечно, не спешат, но типажи узнаешь с первого взгляда. При этом, какими бы необычными методами не действовали жандармы, неудачниками их не назовешь — скорее счастливчиками! Кажущиеся недотепы превращаются в национальную гордость. Можно только позавидовать их жизнелюбию и здоровой иронии, с которой герои умудряются смотреть на далекий от совершенства мир.

Вся эпопея про жандармов, растянувшаяся на протяжении почти двух десятков лет, отразила многие актуальные проблемы времени. Пережила эпоху провинциалов, осваивавших должности и города, молодежные течения хиппи, чтобы под конец 1970‑х покуражиться над очередным пришествием инопланетян. При этом вдоволь посмеялась и над вечными проблемами взаимоотношения отцов и детей или страданиями деятельных натур, списанных на пенсию. Смешно и понятно!

Фюнес и тут и там

Современники регулярно критиковали Фюнеса за избитые штампы. Пройдя сложный путь от скромного эстрадного артиста, он лишь в зрелые годы обрел популярность. Зато в 1960‑е прочно оккупировал трон французского короля комедии. Cделал ее смешной и… однообразной. Будь на экране мольеровский скупой, мелкий спекулянт, владелец ресторана или сержант жандармерии, везде его фирменный стиль — не перепутаешь. В фильмах всегда наступал момент, когда хаотичные действия его героев теряют последние черты внешней осмысленности. Абсурд полностью превалирует над здравым смыслом, кино срывается в штопор клоунады. Комедии Фюнеса не просто разобрать на цитаты. Слова играют вместе с действием.
Они неотделимы от фонтанирующей энергии, выразительной мимики, которой обладал актер. Кажется, что играли не только его глаза или руки, но даже лысина, пускай в случае с жандармами и скрытая под фуражкой.
И во всей этой суете герои Фюнеса традиционно не тушевались под напором обстоятельств, успевая и тут и там.

Безусловно, комедии про педантичного трудоголика Крюшо — это привычный театр одного актера. Веселая, добродушная, возможно, временами и бессмысленная кутерьма. Набор знакомых жестов и шуток, которые безотказно заряжают позитивом. Море, солнце, красивый курорт Сен‑Тропе — прекрасный отдых для мозгов. Как нам этого сегодня не хватает!

Сегодня в здании бывшей жандармерии Сен-Тропе располагается музей.

Из истории успеха

Вся эпопея о приключениях французских жандармов состоит из шести лент, выходивших в течение 18 лет. Между тем готовились еще два продолжения. Седьмой фильм, который мог быть реализован уже в 1984‑м к 20‑летию саги, планировали назвать «Жандарм и месть инопланетян». По сценарию популярные герои должны были оказаться на острове в Бермудском треугольнике. Задумка восьмой части — путешествие в прошлое. Бравый Крюшо и сотоварищи в битве при Ватерлоо! Это ли не время и место для новых подвигов? К сожалению, смерть режиссера Жана Жиро и неподражаемого Луи де Фюнеса поставила крест на перспективных проектах.

В советском прокате вышло всего три фильма. При этом число советских зрителей, пожаловавших в кинотеатры, значительно превзошло их общемировые показатели! Наибольшего успеха добился «Жандарм женится», который посмотрели почти 42 миллиона. А ведь вышел он спустя десять лет после премьеры. В 1990‑е были дублированы и остальные ленты, которые с удовольствием посмотрели поклонники Луи де Фюнеса и веселого французского кино.

Каникулы для музыки

Знаменитый «Марш жандармов» — главный саундтрек фильмов, остальное музыкальное сопровождение рождалось в жарких мучениях. Премьеру назначили на сентябрь, снимали летом, когда большинство композиторов предпочитают отдыхать на загородных виллах, а не работать. Режиссер Жан Жиро обзвонил многих известных музыкантов с просьбой написать мелодию к фильму «Жандарм из Сен‑Тропе», однако от всех получил отказ. Согласился лишь Раймон Лефевр, который просто не успел уехать в отпуск. Скромный бюджет требовал оперативности, съемки проходили в спешке, без музыки, и в итоге композитору пришлось подстраивать ритм мелодии под уже готовую картинку с исполнением песни, которую пела Женевьева Град. О чем сам Лефевр после фильма заметил: «Это единственный раз в моей жизни, когда я делал подобное!»

Закат над морем

В последние годы Сен‑Тропе словно уснул в комфортном прошлом. Население стремительно стареет, а численность его неуклонно снижается. За 60 лет со времени появления Фюнеса и жандармов цифры упали почти в два раза. Сегодня здесь официально проживает меньше 4 тысяч человек. Это опять маленький провинциальный приморский городок, правда, теперь уже с фешенебельными виллами, отелями и богатой на имена историей. Может быть, он в ожидании пришествия новых культовых героев?

Команда в лицах

Серия про бравых французских жандармов оборвалась в 1982‑м. Еще во время съемок последнего фильма «Жандарм и жандарметки» от туберкулеза скончался бессменный режиссер Жан Жиро, а в январе следующего года не стало Луи де Фюнеса. В начале ХХI века ушли из жизни большинство актеров, которые в 1964‑м в форме жандармерии впервые высадились на пляжах Сен‑Тропе. Последним из этой славной команды оставался Мишель Галабрю — старшина Жером. Он умер в январе 2016 года в возрасте 93 лет. Сегодня здравствуют лишь двое актеров, сыгравших жандармов, — Морис Риш (Бопье), присоединившийся к команде в пятом фильме «Жандарм и инопланетяне», и Патрик Преджан (Перлен), появившийся лишь в последней серии.

Уже пять лет, как нет в живых Клод Жансак, ставшей женой Крюшо в фильме «Жандарм женится», а вот две другие запомнившиеся актрисы — Женевьева Град (неугомонная дочь Крюшо) и Франс Румилли (сестра Клотильда, монахиня на «Ситроене») — здравствуют и поныне.

Некоторые из фильмов, снимавшихся в Сен‑Тропе

«И Бог создал женщину» 1956

«Жандарм из Сен‑Тропе» и его продолжения 1964—1982

«Бассейн» 1969

«Укол зонтиком» 1980

«Придурки на каникулах» 1982

«Перевозчик» 2002
ЗА СЛОВОМ В КАРМАН
— Привет, Нью‑Йорк... Надеюсь. Смотри, мы движемся. Я взволнован, как во время брачной ночи. Ты посмотри, малыш, люди — как муравьи!

— Не забудьте, глаза всего Нового мира устремлены на вас!

— Кстати, я бы хотел воспользоваться вашим знанием языка Шекспира… потому что там мы рискуем оказаться в изоляции. — Ну да. Но я знаю только пару слов, необходимых мужчине.

«Господин Крюшо в Нью‑Йорке»

— Чего расселись? Хорош спать! Встать немедленно! Улыбайтесь и будьте естественны! И чтоб без жалости! Ну какой тяжелый! Пора ему переходить на растительную пищу!

«Жандарм женится»

— Господин мэр, не надо драматизировать, просто они увидели «Чинзано» в маленькой ложбинке. Согласен, это, конечно, не «Астра», но видимость была плохая: вполне можно перепутать тостер с колготками от «Диора».

— Да, ничего не поделаешь, реклама — это бич нашего времени. Значит, так: примите ванну с «Колдрексом» и побрызгайтесь «Галиной Бланкой»!

«Жандарм и инопланетяне»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter