Об этом писала «Советская Белоруссия»

18 февраля 1978 года
18 февраля 1978 года

«Старинные дуэльные писто-леты и знаменитый кинжал «Отелло», золотые украшения из скифских курганов и серебряная чаша–братина, бриллиантовые броши, скульптурные миниатюры и маски — такому собранию уникальных сокровищ может позавидовать любой музей мира. Экспонаты можно осмотреть со всех сторон, даже заглянуть в отделанный перламутром бинокль и убедиться, что он действительно приближает предметы. Можно, наконец, попытаться дотронуться до причудливых граней хрустальной вазы или погладить бронзовую морду льва».

Впрочем, дальше автор приоткрывает завесу над тайной сказочных сокровищ, собранных в Минске: совсем не настоящие они, а голограммные. «...Экспонат исчезнет, станет бесплотным, как только вы заслоните падающий на него свет. А на месте вазы обнаружится... обыкновенная фотопластинка. Если же вновь направить на нее свет, то позади или впереди пластинки опять повиснет в воздухе объемное изображение предмета. Такие волшебные превращения происходят на выставке изобразительной голографии, открывшейся в Академии наук БССР. Здесь экспонируются видимые в обычном свете голограммы, которые получены учеными Москвы, Ленинграда и Минска».

Воодушевленный магическим зрелищем журналист в заключение высказал свой прогноз на будущее: «Методы оптической голографии перспективны для контроля качества промышленных изделий, могут использоваться в вычислительной технике, в медицине и биологии, приборостроении и в других отраслях народного хозяйства».

Все именно так и произошло, как спрогнозировал явно побеседовавший с новаторами–учеными автор заметки: изумительные «трехмерные чудо–картинки» прочно вошли в нашу жизнь. В самых разных сферах.

Художественные голограммы, так поразившие журналиста 28 лет назад, сегодня — лишь одна из составляющих оптической революции. В тех или иных проявлениях голографические методы нынче успешно применяют отечественные и зарубежные ученые–лазерщики, конструкторы, инженеры, медики при диагностировании болезней, криминалисты, дизайнеры интерьеров и рекламные агентства, государство при выпуске денег и ценных бумаг для усиления степеней их защиты.

Но и это еще не все. Голограммами, даже не сильно задумываясь, что держим недавнее чудо в руках, пользуемся мы все в быту: многие визы на наших паспортах украшены переливчатой объемной штуковиной. Претендующие на эстетство пижоны заказывают визитные карточки с голографическим эффектом. Производители модной одежды украшают свои фирменные этикетки затейливыми радужными наклейками. Вроде и престижно, и функцию защиты брэнда от подделок несет, и просто для глаза красиво. Ведь воспроизвести в голограмме можно нынче практически все: от фамильного герба до загадочной улыбки Моны Лизы...

И уж совсем мне приятно было наткнуться в Интернете на такую штуку: оказывается, в нашей стране действует музей истории белорусской голографии. Как быстро все становится историей!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter