Источник: Знамя юности
Знамя юности

Лауреат конкурса «100 молодых талантов НАН» Дарья Тишкевич – о научных исследованиях, участии в миссии к Меркурию и любимых орхидеях

О защитных экранах, Меркурии и орхидеях

Среди победителей конкурса «100 молодых талантов Национальной академии наук Беларуси», пополнивших список лауреатов по итогам прошлого года, старший научный сотрудник лаборатории физики магнитных пленок Научно-практического центра НАН Беларуси по материаловедению Дарья Тишкевич. О научных исследованиях, участии в миссии к Меркурию и любимых орхидеях Даша рассказала в интервью «Знаменке».


– Думали ли вы в первом классе, что станете ученым?

– Не думала. В детстве хотела быть врачом. Делала куклам уколы, бинтовала им руки-ноги. Однако после девятого класса решила поступать в ссуз – уж очень хотелось уйти из школы. Училась в математическом классе, нравилась физика, поэтому стала присматриваться к радиотехническому колледжу. В итоге свой выбор остановила на специальности, связанной с микроэлектроникой. Как оказалась в науке? Во время подготовки диплома попала в лабораторию БГУИР. Мне так понравилось, что захотелось учиться дальше и продолжать научные исследования. Я радовалась полученным результатам и тому, что их можно где-то применить. У меня появилась возможность участвовать в конференциях, симпозиумах, проходить зарубежные стажировки. К примеру, диплом на выпускном курсе университета я писала в Сингапуре, а магистерскую работу – в Германии. Во время стажировки в России познакомилась с моим нынешним коллегой, который предложил поступать в аспирантуру НПЦ по материаловедению. Сейчас помимо научных исследований я провожу в центре экскурсии для школьников, студентов и очень сожалею, что в свое время у меня не было возможности увидеть, что значит быть ученым. Иначе намного раньше бы поняла, что мне действительно интересно.

– Вы едете в лифте, и у вас есть не больше минуты, чтобы объяснить суть своей научной работы.

– В данный момент я разрабатываю и исследую материалы, которые могли бы применяться в качестве экранов для радиационной защиты. Такие экраны нужны, к примеру, при проведении флюорографии. Сейчас для этих целей в основном используется довольно токсичный свинец, поэтому во всем мире ученые ищут ему замену. Раньше занималась защитными материалами для электроники. Этой теме посвящена моя кандидатская. К слову, мне даже удалось поучаствовать в третьей миссии к Меркурию – с коллегами разрабатывали защитный корпус для одного из высокоточных приборов аппарата BepiColombo. 

– Когда ждать ваших новых разработок?

– Над этим я работаю каждый день. А результаты моего труда, как и труда любого ученого, можно найти в публи­кациях в научных журналах. У меня их уже более 200. Только в этом году вышло пять статей в зарубежных высокорейтинговых научных изда­ниях. 

– У кого больше шансов сделать открытие: у гения или труженика?

– Попробую порассуждать на эту тему, исходя из собственного опыта. Я не отношу себя к людям, обладающим гениальными способностями, и, оценивая все то, чего достигла за последние десять лет, могу утверждать: все это – результат титанического труда. Очень многое зависит и от окружающей среды: даже гениальную мысль можно загубить на корню, если она рождается в коллективе, не способном ее заметить, поддержать или реализовать. При этом, безусловно, каждый ученый должен обладать набором определенных качеств, которые ежедневно приходится совершенствовать.

– Что вы делаете по вечерам в пятницу?

– Отдыхаю. В свободное время встречаюсь с друзьями или навещаю родителей. Ухаживаю за любимыми орхидеями  –  их у меня 12 видов. Планирую в ближайшее время возобновить прогулки на велосипеде и с нетерпением жду, когда откроются границы – так соскучилась по деловым и познавательным поездкам. 

uradova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter