О зарплатах, льготах и ответственности. Депутаты Палаты представителей приняли в первом чтении проект Кодекса об образовании, но предложили доработать его к следующей осенней сессии.

Представляя проект образовательного кодекса, заместитель министра образования Казимир Фарино отметил, что подобного документа нет нигде в мире. В нем сведены воедино и систематизированы все нормативные правовые акты в сфере образования. В то же время это на 40 процентов совершенно новый документ, закрепляющий такую модель образовательных отношений, которая позволит обеспечить надлежащее качество образования и его доступность. Однако депутатов больше интересовал социальный аспект вопроса. Особую дискуссию в Овальном зале вызвала проблема снижения социального статуса педагогов и воспитателей дошкольных учреждений.
— С точки зрения системности документ сверстан основательно, — задал тон обсуждению председатель профильной комиссии Владимир Зданович. — Проект можно сравнить с прочным каркасом строящегося жилого дома. Но жить в этом доме очень рано. Документ в основном закрепляет существующие на сегодняшний день положения в системе образования, обходя перспективы ее развития.
Заместитель председателя Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Лариса Кузнецова привела такие цифры. В июне этого года средняя зарплата у работников спорта и туризма составила 1,2 миллиона рублей, а у педагогов — 680 тысяч. При этом средняя нагрузка на одного учителя — почти 1,4 ставки. “Можно себе представить, какова ставка молодого специалиста, не имеющего стажа и классности. Говорить же о зарплате воспитателей вообще стыдно”, — считает депутат.
По ее мнению, в проекте кодекса нужно предусмотреть конкретный механизм решения вопроса оплаты труда, иначе “лучшие люди будут и дальше уходить из отрасли”.
Коллегу поддержал председатель Постоянной комиссии по национальной безопасности Виктор Гуминский: “Я еще не слышал, чтобы в этом зале говорили о повышении зарплаты банкирам. Зато учителя и медики фигурируют постоянно”.
“Механизм регулирования зарплаты в кодексе предусмотреть невозможно, потому что меняется социально-экономическая ситуация в республике, — возразил законодателям Казимир Фарино. — Но министерство работает над механизмом повышения зарплаты, в его основе будет заложено качество образования”.
Заместитель министра также сообщил, что министерство прорабатывает вопрос о введении льгот на проезд для городских школьников. Но говорить о том, что в ближайшее время этот вопрос может быть решен законодательно, пока не представляется возможным.
Неоднозначно оценивают депутаты отмену профильного образования и сокращение отпусков для воспитателей дошкольных учреждений. По словам Казимира Фарино, одиннадцатилетняя модель обучения плохо согласуется с профильными классами. Остается один выход — репетиторство, правда, в проекте кодекса о нем почему-то ни слова. Что касается отпусков, то в регионах, сказал замминистра, вправе добавлять дополнительные дни к отпуску, а также вводить доплаты работникам дошкольных учреждений.
Владимир Зданович обратил внимание на проблему роста безработицы среди выпускников с высшим образованием при наличии вакансий по рабочим специальностям. Кроме того, в стране наблюдается коммерциализация работы вузов. В результате рост количества дипломированных специалистов сопровождается общим снижением уровня их подготовки. Ежегодно из вузов отчисляется около 16 тысяч молодых людей. А существование вузов, в которых 90 процентов студентов обучаются заочно, где нет общежитий и пунктов питания, вообще недопустимо, убежден Владимир Зданович.
После обсуждения проекта кодекса депутаты приняли решение одобрить его в первом чтении, но при этом внести существенные коррективы и провести второе чтение на следующей осенней сессии.

Оценка будет взвешенной
Законодатели также приняли решение создать парламентскую рабочую группу по подготовке к рассмотрению вопроса о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Как сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам и связям с СНГ Сергей Маскевич, сейчас трудно говорить о том, когда этот вопрос будет внесен в повестку дня сессии.  Парламентариям предстоит объективно изучить ситуацию, проанализировать всю информацию и  принять взвешенное решение. С этой целью члены рабочей группы (восемь человек от Палаты представителей и четыре человека из Совета Республики) в ближайшие дни будут командированы в Южную Осетию, Абхазию и Грузию с тем, чтобы на местах получить ответы на интересующие вопросы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter