О высшем и среднем и среднем высшем

О нехватке квалифицированного рабочего персонала

Квалифицированных рабочих не хватает. Тема не новая. Прошло тысяча и одно обсуждение в разных инстанциях. Она беспокоит власть и нанимателей, и профсоюзы. В ФПБ недавно она звучала снова. На заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам. Как поднять престиж рабочих профессий? Рецепты вроде бы написаны. Предлагают увеличить целевой набор в училища и ссузы. Расширить возможности местных исполкомов, чтобы они активнее выделяли средства на подготовку "заказных" специалистов. Поиск рецептов продолжается. Быть может, стоит их поискать и внутри самой системы?


Всякий раз, когда слышу или читаю о "нехватке квалифицированного рабочего персонала", словно сбиваюсь. Мысленно перепрыгиваю через одну-две ступеньки образования. За столом обсуждают проблемы ссузов. А мне вспомнилось, как полгода назад вручали вузовский диплом. Поздравляет нас с наречением специалистами один из преподавателей и говорит, что многие в профессии наверняка не останутся. Горькая правда? А теперь сам наблюдаю: кто-то нашел себя в рекламной сфере, кто-то интернет-сайты продвигает. Или детские книжки иллюстрирует. Вот какой он универсальный - диплом журналиста. Это я не к тому, что сайты должны создавать люди, никогда не сдававшие экзаменов по философии. Просто по окончании вуза оказывается, что для успешной работы, как бы банально это ни звучало, нужны конкретные прикладные навыки. И приходится охотиться за ними потом самостоятельно. Учиться четыре-пять лет, а затем искать свою узкую специализацию.


Что умеет вчерашний студент-отличник, особенно гуманитарий? Много и быстро читать, правильно и скрупулезно оформлять курсовые и дипломные работы. А кто учился похуже - хитрить и строить глазки преподавателям. Утрирую? Простите мне, недавнему студенту, легкий скепсис. Многие, получив заветную темно-синюю корочку, тут же идут на курсы маникюра-имиджмейкинга-пиара-дизайна... Ищут себе применение, за которое им будут платить больше, чем за работу по специальности. Ищут опять-таки внятный практический навык. Кто-то находит. И об истинах, усваиваемых в "универе", больше не вспоминает.


Раньше существовала понятная градация. В вузы поступали действительно лучшие. Кто не дотягивал до заветного балла - шел в училища и техникумы. Набравшись опыта там, мог снова штурмовать институт. Теперь, кажется, былая иерархия образования размывается. Когда на платное отделение набирают гораздо больше студентов, чем на бюджетное по той же специальности, - как это трактовать? Абитуриенты проходят с минимальными баллами. А им как бы намекают: "Аудитории у нас просторные, всем места хватит". Велико искушение. И предложение держится, пока есть спрос. Готовы платить сердобольные родители. На трех работах трудиться, кредиты брать. А как же: все одноклассники в университет поступят, а их чадо, что ли, нет?


На рынке труда не хватает рабочих. Зато на рынке услуг высшего образования - предложения на любой вкус. Так, может, хватит молиться на вузовский диплом? Мы же пришли чуть ли не к всеобщему высшему образованию. А этим только девальвируем его ценность. Кажется, будто учеба в вузе - это теперь необходимый минимум. Без которого почему-то все труднее считать себя полноценным человеком. Нет, конечно, можно. Но с дипломом как-то спокойнее. Я не призываю всех переквалифицироваться в рабочие. Да и сам вряд ли, наверное, пойду работать на стройку или в цех. Если жизнь не заставит. Но предположу: кому-то из множества будущих юристов, культурологов и экономистов выбирать иную, более прикладную тропу придется.


Как-то на сайте с вакансиями заметил горящее предложение примерно такого содержания: "Гостинице требуется хаусклинер (уборщица). Образование - высшее". Тот, кто давал объявление, надеюсь, ошибся или пошутил. А может, и нет, считая, что персонал должен быть образованным. Иностранцы же останавливаются...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter