О странных людях

Потребители искусства всегда требовали, чтобы творческий человек отличался от образа «среднего человека»...

Сальвадор Дали советовал художнику быть похожим на сумасшедшего.


Что ж, потребители искусства всегда требовали, чтобы творческий человек отличался от образа «среднего человека». Если ты поэт, художник, музыкант — будь любезен выделяться из толпы, иначе как объяснить, что именно тебя отметил Бог своим даром? К сожалению, этот стереотип общественного мышления вовсю используют даром не наделенные. Эксцентрические поведение и наряды, амбициозное поведение и «пощечина общественному вкусу» — верный способ заставить говорить о себе. На какое–то время. Потому что далее поднимается роковой вопрос о наличии талантливых произведений... А их–то и нет!


Впрочем, многим большего и не нужно, чем временной громкой славы, и не трогают их слова Пастернака о том, что «постыдно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». А к «гибели всерьез» на подмостках искусства они просто не способны.


Ромен Роллан как–то написал в дневнике, что «важнейшее условие, необходимое гению, — это моральное одиночество. Однако гений делает все, чтобы от него освободиться. Разумеется, потому, что оно его тяготит... Спасти его может только эгоизм. Все превозносимые добродетели, семейные и социальные, годны лишь на то, чтобы его погубить, вынудив его, примерного сына и примерного супруга, пожертвовать своей божественной Идеей ради дорогих ему, но чересчур земных созданий!».


Поэтому проживание рядом с талантливым человеком всегда трудно. Даже добрый и скромный, в творчестве он должен быть неукротим. Шедевр не может быть создан зашоренным существом, боящимся нарушить традиции...


Чудаки и оригиналы встречались и среди наших литераторов. Наверное, самым ярким был Карусь Каганец, представитель рода Костровицких (из этого рода вышел еще один оригинал, французский поэт Гийом Аполлинер). Карусь Каганец ходил в полумужицкой одежде, в рубахе–вышиванке и разговаривал везде на белорусском языке, что для представителя шляхетского сословия начала прошлого века было не совсем обычно. Есть легенда, что на улицах города поэта можно было увидеть днем с зажженным фонарем в руке подобно Диогену. И, как древнегреческий философ отвечал на расспросы, что ищет человека, Карусь Каганец отвечал, что ищет белоруса.


Исследователя фольклора и бывшего повстанца Зориана Доленга–Ходаковского, о котором уважительно писали Пушкин и Гоголь, недруги, не таясь, засчитывали в сумасшедшие, рассказывая о нем всякие анекдоты. Одержимый своим делом Зориан, в действительности — Адам Черноцкий, собирал фольклор, подобно великому сербу Вуку Караджичу обхаживая деревни и местечки, навещая корчмы и постоялые дворы... Не раз его принимали за жулика. Однажды мужики, которых он расспрашивал, какие названия существуют в их местности, да нет ли там курганов, решили, что чужак только прикидывается ученым, а на самом деле подослан соседом, пытавшимся отсудить у их барина имение. И потащили «шпиона» на съезжую, надавав тумаков. Причем, говорят, Доленга–Ходаковскому далеко не сразу удалось удостоверить свою личность.


Много баек ходит и о легендарном «дзядзьке Уласе», Александре Власове, одном из создателей и редакторов «Нашай Нiвы». Когда Янку Купалу, какое–то время возглавлявшего газету, за напечатанную в ней крамольную статью виленские власти посадили в тюрьму, Власов примчался к зловещему зданию и стал бить ногой в ворота. Он требовал выпустить поэта, кричал, что сам отсидит за него. У Власова был фольварк Миговка, хозяйствовать в нем он доверил управляющему, который барина бессовестно обсчитывал. Но когда Власов был в своей Миговке, в ней воцарялась богема. Племянница Вера Ниженковская вспоминала, что «Дзядзька лiчыўся вялiкiм арыгiналам. У ягоным зашклёным ганачку стаяў стол, наўкол лавы, на маленькiм столiку незгасаючы прымус з чайнiкам. На стале без абруса — шклянка, цукар, бохан хлеба, кавалак вэнджанай шынкi. Дзядзька, босы, у саматканым касцюме, аблажыўшыся кнiгамi, чытае й п’е гарбату. Калi прыяжджалi госцi, Саша аглушальным басам зваў сваю гаспадыню: «Анатоля, гоп, гоп!»... У садзе былi спартовыя прылады, i ўся моладзь мусiла практыкавацца». Но самое любопытное, что Александр Власов в жару носил шорты. Представляете — начало ХХ века, глубинка, мужчина солидной комплекции, в годах, причем избран сенатором — и шорты... Как вспоминает та же племянница, «прыехаў нейкi беларус з ваколiцаў Вiльнi й пайшоў з дзядзькам у сад. Тым часам прыйшоў нейкi селянiн па раду. Яго паслалi ў сад, але ён хутка вярнуўся перапалоханы ды кажа: «Там нейкi голы вар’ят ходзе, а каля яго, мусi, фэльчар круцiцца i ўсё яго ўгаворвае!» Аднаго разу прыйшла нейкая дзяўчына, i яе паслалi ў сад. Яна пайшла й паклiкала: «Пан сенатар!» I раптам пачула аднекуль з гары: «Гоп, гоп!» Узняла галаву, а на дрэве нейкае вялiзнае, амаль голае цела. Ад нечаканасцi амаль не самлела».


Известным оригиналом был Язеп Дроздович, странствующий художник, рисовавший инопланетные пейзажи. В 1923 году Дроздович опубликовал в Вильне первую часть повести «Вар’ят без вар’яцтва». А еще от него остались рукописи с рекомендациями, как организовывать межпланетные перелеты, об обрядах сатурнианцев и марсиан, устройстве их городов и прочее.


Но случалось, что причиной зачисления в сумасшедшие была отнюдь не эксцентричность... Как говорят на Востоке, «просветленного человека принимают за сумасшедшего».


Сумасшедшей объявили дочь Винцента Дунина–Марцинкевича Камиллу, известную минскую диссидентку середины позапрошлого века. Ее обвинили в том, что в кафедральном костеле пела патриотические польские гимны и носила траур по расстрелянным в Варшаве повстанцам. Камиллу посадили в сумасшедший дом, но люди каждый день собирались у его ограды и приносили цветы для Камиллы. Властям пришлось ее выпустить, но спустя какое–то время неугомонная дочь нашего драматурга отправилась вместо сумасшедшего дома в тюрьму и ссылку. Да и сам Дунин–Марцинкевич, который после того, как его опера «Сялянка» была запрещена к показу в Минске, впрягся в телегу с декорациями и вместе с детьми и друзьями ездил по окрестным деревням с представлениями — разве это не выглядело в глазах обывателя вредным чудачеством? Игната Буйницкого, основателя белорусского театра, считали сумасшедшим не только соседи, но и жена... Труппа Буйницкого тоже ездила по деревням и местечкам, показывая спектакли... Поэта Альгерда Обуховича, участника восстания 1863 года, объявила сумасшедшим родня — он собрался в соответствии с демократическими убеждениями раздать имения мужикам. Обухович оставил все, что имел, и жил репетиторством.


Всякое бывало и в ХХ веке... Не будем упоминать о действительно больных людях. Их трагические судьбы не предмет для забавных рассуждений. Были те, кто попадал в сумасшедший дом, доведенный пытками и преследованиями, вроде брата Змитрока Бядули, поэта и переводчика Изи Плавника, или поэта Виктора Козловского. Поэт Тишка Гартный, он же Дмитрий Жилунович, видный государственный деятель, умер в могилевской психушке. Кстати, рассказывают анекдот, как Козловского отправляли в сумасшедший дом в сопровождении ответственного коллеги. В приемной больницы Козловский вдруг очень убедительно объяснил врачу, что это он и доставил пациента... Поскольку коллега очень нервничал, а Козловский выглядел представительно, то бедного сопровождающего упекли в палату... Последние годы жизни Козловский доживал на родине, вырыл себе землянку...


Без странных людей наша жизнь была бы пресной... А без тех, кто не боялся показаться смешным, кто посвящал себя возрождению культуры своего народа, не рассчитывая на понимание и признание, не было бы у нас ни своего театра, ни литературы... И еще. Не нужно укорять свое время, в котором нет гениев, — откуда вы знаете, что их нет?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter