Если для человека в начале было слово, то для общества в начале стоят смыслы

О смыслах

Когда белорусская «Международная организация по миграции» (МОМ), подсасывая у американской USAID («Разжигатели войны», 25.03.22, «СБ. Беларусь сегодня»), держа в партнерках всякие экстремистские «Радиславы» («Социальный спрут», 20.10.21, «СБ. Беларусь сегодня»), сотрудничая с еще не закрытой «Ла Страдой» и уже закрытыми «Гендерными перспективами» (это все «структуры гражданского опчества», расползшиеся по Беларуси за десяток лет), — когда они даже сейчас еще набираются наглости ладить «тренировочные лагеря», это не может не возмущать.

Но это и объяснимо.

Деньги как-то сочатся, люди на местах пока есть, НПО-НКО-НГО не все закрыты, криптовалюты, опять же — вот и «в загородном клубе «Фестивальный» (40 км от Минска) идет набор пушечного мяса для боевого слаживания и дальнейшего использования при дестабилизации общественно-политической обстановки в нашей стране», по точному описанию коллег.

Но чтобы оно было, это протестное мясо, нормальным людям нужно вложить в головы и души ненормальные смыслы. И это делают издательства — тот же пресловутый «Янушкевич». Или выдавецтва «Лiмарыус», которое с завидным упорством не только выпускает писания кликуши Ганны Севярынец, но и празднует ее именины, и размещает ее «уроки», и вообще ждет… видимо, визита к себе неравнодушных читателей. Из нормального гражданского белорусского общества.

То же самое — вложение, замену-подмену смыслов — делают «рыжысёры стушак», которые набирают себе в массовки, на вторые роли, на костюмы и звук сплошь протестунов, синих коз и еще этих, «лидарав фейсбука». Мол, смотрите, достопочтенная публика, какие это приличные люди! Неприличных же в кино не покажут, правда?

Параллельными тропинками бредут и некоторые другие, театральные. Довелось слышать, что «пьеса Жвалевского и Пастернак будет восстанавливаться, патамушта пусть они плохие, а пьеса хорошая». Правда, что ли? Так и у Шикльгрубера картины были ниче так, и Гамсун вроде бойко писал… Еще Бахаревича тоже можно, наверное, поставить на государственной сцене? Ну и что, что книжка экстремистская, некоторые вон даже в отзывах пишут, мол, и это — «литература»

Так формируются смыслы. Так искажаются морально-нравственные опоры общества. Так закладываются основы «культурнага рываншу». О котором — по случайному, видимо, совпадению — все чаще говорят в кругах беглых. И определенная (мягкотелая) часть нашей интеллигенции вместе со слишком уж памярковными чиновниками вольно или невольно становятся его проводниками. Соучастниками «рываншу».

Надеюсь, они отдают себе отчет, что сие на самом деле значит. Для настоящего белорусского гражданского общества. И для них самих. Если ошибаюсь, придется поправлять по живому. Не жалея: «Резать, не дожидаясь перитонитов!»

А вот пример совсем уж ювелирной работы по искажению смыслов. Сначала напомню: Н. К. Крупская, предметно занимаясь просвещением, о «Крокодиле» К. И. Чуковского отозвалась так: «Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня — неуважение к ребенку».

Знаете, читая сейчас своим детям «паучок-старичок нашу муху в уголок поволок», я с большего согласен с Надеждой Константиновной. А такую пургу, как «Крокодил» (вот не вспомните, спорим?), нынче и не переиздают даже.

Зато в большом книжном магазине целая персональная полка посвящена российскому автору А. А. Усачеву. Это далеко не Корней Иванович (ни по образованию, ни по результатам деятельности), однако и его детские стихи расходятся: отдельными книгами, сборниками, мультиками.

Читаю сказочный стих про Кощея: «Почему Кощей Бессмертный просто сказочно богат? Потому что он бездетный и к тому же — не женат». Вот вам и рецепт для начинающих маленьких бизнесменов. А все потому, что дети — они и внимания требуют, и разорят отца, а потом еще заветную иглу в сундучке найдут и — хрясь, сломают!

Был бы я гештальт-психологом, сказал бы, что у Усачева налицо неизжитая семейная (а то и родовая) травма. Но на самом деле — нет. Это фига в кармане. Огромная и пожизненная.

Вот коротенькое: «Он пятнадцать лет не мылся, И не стригся, и не брился, И одежды не стирал, Даже нос не вытирал. Как зайдет к Яге, та ахнет: «Фу ты! Русским духом пахнет!»

Усачев точно не на подряде у Арестовича? От Подоляка не получает гранты? Или там от прибалтийских лимитрофов, польских русофобов, нет?

Еще раз: таких изданий целая персональная полочка. В нашем государственном книжном. Не считая бесчисленных сборников. И все это смысловое богатство — для наших детей.

Которым в школе, например, какой-нибудь простодушный (или мягкотелый, или с таким же содержимым карманов) учитель даст выучить легально предлагаемый стишок про Василису Премудрую. Которая была Прекрасной, но «вздумала премудрости учиться» — и сделалась «горбатою, кривою, близорукою».

А пошла бы в интердевочки — горя б не знала…

«И сказала хмуро: какая же я дура!» — заканчивается стихотворение. Которое на утреннике вполне может прочесть и ваша дочь. Или сын. А потом уже вы им будете пытаться рассказать, какой смысл в учебе, в знаниях, в труде. Растолковывать смысл патриотизма и любви к Родине. Вот только смыслы им уже заменил пиит. В их раннем детстве.

Вместе, хочу это подчеркнуть, вместе с обычным чиновником, который и дал разрешение на концерт, на рекламный щит, на список литературы. Это он, а не одни лишь министры, на своем месте формирует набор смыслов в своих (государственных) епархиях. И отвечает за них.

Или — не формирует. Но тогда тем более отвечает.

Потому что за наши смыслы ответственны мы все, а не только пропагандисты или министерства. «Нет ничего опасного, если мы будем пропагандировать свой образ жизни, свое и агитировать за это. Но надо научиться вести и контрпропаганду против той пропаганды, которая развернута против нас. Надо выработать механизмы противодействия, контрмеры», — напомнил недавно Александр ­Лукашенко.

Страшно вот что: когда чуждые нашему народу и обществу, и государству смыслы начинает-продолжает распространять наше же белорусское предприятие, контора, учреждение, организация. Имеющие сети, разветвленные, укоренившиеся, с кредитом доверия, а то и вообще государственные. Григорий Азарёнок недавно препарировал уже озвученные змагарские планы: «Реальная возможность победы у них такая: оттепель. Возвращение в 2019‑й. Новая волна возрождения «гражданского опчества». Снятие санкций. И самое главное — вбить клин в Союзное государство». Любые действия, любые абяцанки, что угодно, чтобы сбросить гэны рыжым.

«А вешать будем потом» — все ли из мягкотелых и памярковных это читали? Многие ли осознают? Не уверен.

Поэтому согласен с коллегой: «Любая оттепель — начало смерти нашей Родины. Дуй, холодный ветер. Вычищай Отечество от предателей. Тотальная заморозка — залог нашей жизни. И тогда режим будет вечно — даже змагар так вещает. Послушайте его, дело говорит».

Продвигать свои смыслы. Находить и выкорчевывать чужие. Работы так много, что аж накипело.

mukovoz@sb.by

https://t.me/nakipelo_by 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter