Некоторые из нас по этому поводу задались вопросом: насколько нужен нам такой документ?
Дело в том, говорят, что и 30, и 50 лет назад врачи трудились исправно, без каких-либо постановлений, регламентирующих чуть ли не каждый их шаг и слово. Было достаточно клятвы Гиппократа, которую каждый врач держал в уме и которую воспринимали как главное руководство к действию. И, заметьте, это работало: никого без медпомощи не оставляли, выхаживали всех и каждого. Да и сегодня: закона пока нет, есть Кодекс врачебной этики, который больше носит рекомендательный характер, но врачи не филонят и не хамят. То есть некогда отлаженная система до сих пор исправно функционирует — налицо сила традиций.
Это хорошо, мир не стоит на месте, и жить мерками вчерашнего дня уже не получается. И в медицине тоже. Она, как и все сферы общественной жизни, интегрируется в мировую систему здравоохранения, идет обмен опытом, методиками и прочим. Узаконенная профессиональная этика для западных коллег наших медиков — нормальная практика. Взять тот же Международный кодекс медицинской этики, который определяет основные принципы поведения врачей.
Белорусский вариант, пожалуй, будет более полным и углубленным, если сравнивать с европейскими аналогами. Естественно, главный акцент и упор на самого медработника: это должна быть высоконравственная личность, обладающая добротой и милосердием. Разве с этим поспоришь? Разве не таким должен быть человек, жизнь и здоровье которому мы доверяем? Мы полагаемся на их компетентность и неравнодушие. Они должны уметь слушать и слышать, выстраивая общение так, чтобы пациент сумел раскрыться и довериться.
Сегодня никто не отменял синдром белого халата, и для некоторых визит в поликлинику становится одним из серьезнейших испытаний. Но если врач перед профессиональным осмотром неформально справится о здоровье и самочувствии, пару минут уделит банальной и непринужденной беседе о погоде, чтобы человек расслабился и настроился на доверительное общение, пациенту уже станет легче, иногда подобные беседы становятся определяющими в назначении лечения. Тем более все мы знаем о такой категории населения, которые идут в поликлинику не столько за рецептами, а чтобы врачу излить душу. Кстати, в США несколько иная система, но тоже завязанная на профессиональной этике. Если будут установлены факты ее нарушения, врач лишится лицензии на ведение медицинской практики.
Этический кодекс врача есть и в Татарстане. В нем прописаны не только правила поведения медперсонала. Для работников здравоохранения предусмотрели ряд ограничительных мер, в том числе запрет на ношение ювелирных украшений и слишком коротких юбок, использование сильнопахнущей парфюмерии. Пока что это документ рекомендательного характера, но он приобретает юридическую силу с того момента, как только в должностных инструкциях появляется дополнительный пункт о недопустимости нарушения правил кодекса. В таком случае врача могут привлечь к административной ответственности.
Вспоминается, как два года назад Минздрав предложил медикам снять шпильки, короткие юбки, прозрачные блузки, накладные ногти и массивные украшения. Это вызвало некоторый всплеск негодований по поводу нарушения прав человека. Думаете, они неправомерны? Когда люди приходят в кабинет с болячками и проблемами, неуместная парадность и напомаженность врача лишь только делает шире пропасть между ним и пациентом. А если врач доверия не вызывает, будь он семи пядей во лбу, — беда: его рекомендации соблюдать никто не станет.
Цивилизованное общество не только дает нам блага, но и подразумевает регламентированность действий каждого из нас. В какой-то степени новый законопроект возводит определенные рамки. И одновременно предоставляет пациентам возможность позаботиться самостоятельно о соблюдении собственных прав. Правда, зная, какими иной раз бывают пациенты, как должное воспринимая присутствие нарядов милиции в приемных покоях больниц, как бы не пришлось в ближайшем будущем разрабатывать документ, определяющий обязанности пациентов и тем самым защищающий врачей от хамства?
syritskaya@sb.by