О пользе экспериментов

О политике Евросоюза

В начале этой недели министры иностранных дел ЕС утвердили мандат на переговоры с Москвой о заключении нового соглашения о стратегическом партнерстве. Новый «большой договор» станет основополагающим документом, регулирующим отношения между ЕС и Россией в ближайшие десять лет.


18 месяцев длились споры о том, что «должна» и «не должна» делать Россия, чтобы получить мандат на начало переговоров по заключению нового базового соглашения с ЕС. В этой захватывающей дипломатической схватке было все: и энергетический ультиматум, требующий доступа иностранцев к газпромовской трубе, а иначе, мол, «труба» будет европейско–российскому сотрудничеству. Были и демарши Польши и Литвы, каждая из которых решала под шумок свои вопросы: одна экспорт мяса, другая — импорт нефти.


Владимир Чижов, постоянный представитель России в ЕС, незадолго до министерской встречи в Брюсселе предостерег: Россию не следует превращать в лабораторию, где Евросоюз проводил бы эксперименты с единой внешней политикой...


А сегодня предупредил: «Можете не сомневаться, что базовая линия отношения России к ЕС будет отличаться преемственностью».


Так чего же тогда добились европейцы, 18 месяцев блокируя заключение базового договора с Россией?


На самом деле немалого. Используя сравнение России с «лабораторией», в которой российский дипломат Владимир Чижов не советовал ЕС проводить эксперименты с единой внешней политикой, думаю, что такой эксперимент все–таки проведен. И в результате Европа получила нечто неизмеримо большее, чем договор с Россией. Она получила средство Макропулоса, иными словами, рецепт вечного политического выживания. Да, старая Европа продлила свою политическую жизнь... ну пусть не на 300 лет, но и не на 10, как указано в сроке действия нового «большого договора».


Если говорить серьезно, то ведь все эти дебаты старых и новых европейцев по поводу сотрудничества с Россией, длившиеся на протяжении последних полутора лет, выявили интересную закономерность. Сколько новых политических карьер расцвело на критике России! Сколько инициатив породила одна только энергетическая тема!.. А какой прилив адреналина получили Европейский парламент, Европейская комиссия и даже Европейский суд в баталиях с Москвой...


Да одна только повестка будущих переговоров содержит стратегию на десятилетия, причем, без преувеличения, настоящую стратегию политического выживания Евросоюза. Под выживанием, разумеется, я имею в виду не просто снабжение континента энергоресурсами. Так или иначе, с «Энергетической хартией» или без нее, но европейцы как покупали, так и дальше будут покупать российские нефть и газ.


Не это коммерческое долголетие само по себе является главной ценностью. В монологе Эмилии в пьесе Чапека «Средство Макропулоса» есть очень важные слова: «Если б вы знали, как ужасно одиночество». «Скучно жить больше ста лет», — признается она...


Старой Европе тоже было бы скучно, не имей она партнеров, в чем–то противоположных, в чем–то дополняющих, в чем–то развивающих ее политику. Продолжающих западный вектор на восток...


Германская газета «Хандельсблат» пишет, что на той же встрече министров иностранных дел ЕС в Брюсселе, где был одобрен мандат на переговоры с Россией, Польша предложила первые идеи «восточного пространства». Оно должно основываться на существующей политике добрососедства ЕС и углублять сотрудничество с такими странами, как Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан, Армения и Беларусь. По словам министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского, эти государства должны пойти на сближение с ЕС при помощи новой восточной политики союза.


Что это за новая восточная политика Евросоюза? Пока она напоминает волшебное средство Макропулоса, на которое возлагаются большие надежды, но политические рецепты еще требуют доработки. Ведь и в политической жизни «важно ведь не «сколько» жить, а — как жить, рядом с кем и для чего».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Стратег
Россия никогда не позволит Евросоюзу активно развивать восточный вектор. Есть масса факторов, с помощью которых Кремль будет контролировать ситуацию в бывших советских республиках. На Украине - это пресловутая проблема поставок энергоресурсов, Крым, Севастополь и Черноморский флот, в Грузии - Южная Осетия и Абхазия, Армения с Азербайджаном - Карабахская проблема, ну и, наконец, мы - это союзное государство. Все эти факторы на руку Москве. <br /> <br />
Из всего перечисленного, в позитив можно отнести лишь политический тандем Минска и Москвы. Но опять же важно то, как скоро политические дивиденды перерастут в экономические, и к нам придут толковые российские бизнесмены с реальными предложениями. <br /> <br />
В свою очередь с Евросоюзом Беларуси просто необходимо закладывать фундамент добрососедских отношений во всех сферах. Такие взаимные контакты не помешают ни Москве, ни Минску, ни Брюсселю.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?