О нейтралитете, границах и многообразии путей к рынку

На днях прошло заключительное заседание рабочей группы по доработке неординарного законопроекта, которым будет регулироваться внутренняя и внешняя политика Беларуси. Как наша страна будет выстраивать отношения на международной арене? В чем суть белорусской экономической модели? Сохранится ли и впредь социальная защита граждан? На эти и другие вопросы отвечает руководитель рабочей группы, заместитель председателя постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей, заслуженный юрист Республики Беларусь Анатолий КРАСУЦКИЙ.

На днях прошло заключительное заседание рабочей группы по доработке неординарного законопроекта, которым будет регулироваться внутренняя и внешняя политика Беларуси. Как наша страна будет выстраивать отношения на международной арене? В чем суть белорусской экономической модели? Сохранится ли и впредь социальная защита граждан? На эти и другие вопросы отвечает руководитель рабочей группы, заместитель председателя постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей, заслуженный юрист Республики Беларусь Анатолий КРАСУЦКИЙ.

— Анатолий Викторович, почему возникла необходимость разработки этого закона?
— Его принятие предусмотрено нашей Конституцией. В подготовленном проекте четко оговорены основные направления деятельности государства.
— Раньше подобного не существовало?
— Нет. Впервые в истории нашей страны будет утверждаться столь обширный программный закон. А это значит, что он должен получить одобрение не менее двух третей от полного состава каждой из палат парламента. Второй отличительной особенностью является то, что впервые в Палату представителей было внесено два проекта: один Советом Министров, а другой депутатами.
— И какой был принят за основу?
— Различия между ними — в степени детализации положений. Правительственный вариант представлял действительно основные направления государственного движения. В депутатском же проекте едва ли не под все тезисы закладывались еще и механизмы реализации установок. В декабре прошлого года на пленарном заседании сессии в первом чтении был принят законопроект Совмина. С тех пор и шла его доработка. Рассмотрено было более 250 замечаний и предложений. Большинство из них учтены. В итоге все 34 пункта первоначального проекта подверглись корректировке, а то и полному изменению. Более того, появились и совершенно новые. Это в основном дополнения из альтернативного депутатского проекта. В частности, появился раздел  “об основных направлениях в сфере бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики”. Это суть государственных приоритетов развития страны.
— А какая закладывается на будущее модель нашей экономики?
— Стратегическая цель — формирование эффективной социально ориентированной рыночной экономики. Спор о формулировке был достаточно жесткий. Ведь есть социальная и есть рыночная экономики. Но рыночная — это не обязательно эффективная, ведущая к повышению благосостояния людей.
— Каким путем мы идем?
— Экономическое развитие Беларуси осуществляется по законам, которые присущи для всех рыночных экономик. Вопрос лишь в том, на каком этапе развития мы находимся. На взгляд наших экспертов, у нас переходная экономика. У каждого государства свой неповторимый путь. В мире невозможно найти две страны, где бы финансовые, налоговые и другие рычаги были идентичными. Есть державы с огромной сырьевой базой — там используются одни подходы. Есть государства-рантье — их географическое или геополитическое положение уже является источником доходов. Но нельзя забывать и о тех народах, которые могут развиваться только  за счет собственного интеллекта, применения новейших технологий. Особенности белорусского пути — в максимальном использовании внутренних резервов. И нельзя забывать об инвестициях. Но здесь есть ряд опасностей. Вокруг нас немало стран, которые уже на десятилетия вперед попали в финансовую зависимость от различных мировых структур. Кредиты — вещь обоюдоострая. Да, они могут дать возможность за пару лет сделать значительный рывок, но потом, как правило, приходит время холодного долгового душа. Однако и без зарубежных капиталовложений в производство нам не обойтись. И это направление также оговорено в подготовленном нами проекте. Наша страна сегодня показала: белорусская модель — это реальность. Она существует и работает.
— Предусмотрены ли изменения в социальной политике? Медицина, образование будут преимущественно платными или бесплатными?
— В законопроекте четко прописаны основные направления в социальной сфере: создание условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания (включая бесплатное лечение в госучреждениях здравоохранения), обеспечение прав граждан на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе — бесплатного среднего специального и высшего образования в учебных госзаведениях, а также возможности получения образования за плату. Государство и впредь будет способствовать проведению фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.
— СМИ и государство. Как здесь будут строиться взаимоотношения?
— Государство должно обеспечивать необходимые правовые, организационные и экономические условия для развития средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания, распространения печатной продукции. И речи о формах собственности в этом нормативно-правовом акте не ведется. Появился, правда, в ходе обсуждения у нас пункт о повышении роли средств массовой информации в формировании общественного мнения.
— Какие приоритеты обозначены во внешней политике?
— Это рамочный законопроект. Принципы, заложенные в нем, обозначают исходные точки: многовекторность внешней политики. Задачи же следующие: содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права; равноправная интеграция республики в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство; создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства. Это база. Приоритеты же сотрудничества будут определяться нормативными актами главы государства, правительства. Сегодня это — Союз Беларуси и России, ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ. Конечно, и взаимоотношения с Евросоюзом мы будем развивать. Беларусь — полноправный член европейского сообщества. Мы будем строить свою политику с государствами на взаимовыгодных условиях. Мы не можем быть вне глобальных процессов.
— А в военном плане?
— Здесь прежде всего речь идет о защите суверенитета, сохранении безъядерного и приобретении нейтрального статусов.
— Как это соотносится с реальностью?
— Конечно, обстоятельства заставляет участвовать в военных организациях. Но в законопроекте мы говорим о перспективе. И нейтральное государство — это благородная цель, к которой нужно стремиться.
— “Нарезка” границ  в СССР происходила весьма своеобразно. Сегодня немало конфликтов на постсоветском пространстве вызваны именно приграничными спорами. Какова позиция Беларуси?
— В законопроекте “Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь” есть пункт о реализации пограничной политики, где заявлено о государственной целостности и нерушимости наших границ, а также о приверженности к мирному разрешению спорных пограничных вопросов.
— Настоящее и будущее — удалось ли их соединить?
— В проект мы внесли дополнительные пункты, касающиеся вопросов международного сотрудничества в космической области. Это новое направление в развитии нашей страны. И мы посчитали важным обозначить его. Республика действительно стремится к развитию наукоемких технологий. Существенно доработан раздел спорта и туризма. Именно этому в государстве сейчас уделяется огромное внимание. И это наше будущее.
— Сколько длилась работа над законопроектом?
— И правительственный и депутатский варианты поступили в Палату представителей еще осенью 2003 года. Была создана специальная комиссия. Однако она не смогла прийти к какому-то общему заключению. В итоге основная работа выпала уже депутатам нынешнего созыва. После внимательного рассмотрения обоих законопроектов нашей комиссией и было принято решение рекомендовать Палате представителей принять в первом чтении проект, подготовленный Советом Министров. Потом было проведено 10 заседаний рабочей группы с участием специалистов более 20 республиканских органов управления.
— Что дальше?
— Предстоящая осенняя сессия. Голосование во втором чтении.
— Дебаты будут жаркими?
— То, что они будут, — сомнений нет. Слишком важные сферы нашего развития затрагиваются. Но так и должно быть. Главное, чтобы спор приближал к истине и помогал выбрать верный путь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter