О контрактах, бонусах и потерянной зарплате

Интерес граждан к нюансам трудового законодательства по-прежнему велик.
Интерес граждан к нюансам трудового законодательства по-прежнему велик.

Женщина отработала на заводе монтажницей не один год. Когда-то ее профиль был основным видом деятельности предприятия. Теперь такие работники оказались практически не востребованными, и наниматель решил не продлевать контракт. Правда, сразу возник вопрос: имеет ли администрация на это право, если у работника в копилке 27 лет стажа?

Как известно, постановлением Совета Министров предусмотрена возможность заключать новый или продлевать старый контракт с таким работником не менее чем на 3 года, а для высококвалифицированных кадров этот срок и вовсе увеличен до 5 лет. Однако не стоит забывать, что это все же рекомендация. И потребовать ее выполнения можно только в том случае, если норма закреплена в коллективном договоре. Впрочем, трудовые отношения – тема безграничная. Убедиться в этом еще раз пришлось в Поставском районе. Здесь прошла выездная приемная департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты с участием заместителя начальника управления правового обеспечения и надзора Вадима Яковлевича БРАТАША.

Из декретного — в карьеру

Елена находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. До декретного была служащей банка. Сейчас хочет прервать отпуск и выйти на работу. Правда, не на свое место, а на более высокую должность. Причем это вакансия коллеги, которая в данный момент тоже находится в декретном отпуске. Как в таком случае должны оформляться трудовые отношения? И смогут ли уволить мать 4-летнего ребенка, если через два года вернется постоянный работник?
— Стоит сразу подчеркнуть, что заключать в таком случае контракт наниматель не имеет права. Ведь с работником, который замещает отсутствующего по болезни или находящегося в декретном отпуске, может быть подписан только срочный трудовой договор. То есть указывается дата начала его действия, но срок окончания остается открытым. И как только “декретница” решит прервать отпуск, ее “замену” тут же уволят. Таким образом, гарантировать стабильное место временному работнику, пускай даже это женщина с ребенком в возрасте до 5 лет, наниматель не может. Продвижение по карьерной лестнице, конечно, дело заманчивое, но в данном случае риск не оправдан.
Совсем другая ситуация, если женщина прерывает отпуск по уходу за ребенком и выходит на старое место работы. Для того чтобы опять оказаться “в строю”, достаточно просто написать заявление. Наниматель не вправе препятствовать возвращению.
Кстати, и перевод на другую должность для “декретницы” тоже вполне реален. Главное, чтобы эта вакансия была свободной. Достаточно выйти всего на один день на прежнее место — и можно оформлять перевод с согласия работника. Правда, в данном случае придется не продлевать, а заключать новый контракт. Женщина при этом ничего не теряет. Срок действия  контракта  — как минимум несколько лет, пока ребенку не исполнится 5 лет.

Все дело в аттестации

Санитарки детского оздоровительного центра еще год назад имели право на 14 дополнительных дней отпуска — за вредные условия труда. Теперь же этот “бонус” отменили. Администрация сослалась на аттестацию рабочих мест, однако ее результатов никто не видел.
— Действительно, до 2009 года право на дополнительный отпуск за вредные или опасные условия труда имели все, чьи рабочие места входили в список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск.
Теперь же он предоставляется по результатам аттестации рабочих мест, которую, кстати, наниматели должны были провести до 31 декабря 2008 года.
При этом нужно знать несколько важных моментов. Во-первых, наниматель обязан  познакомить с результатами аттестации каждого работника и сделать это необходимо в течение месяца. Если администрация отказывается показать результаты  аттестации, стоит сообщить об этом в межрайонную инспекцию труда. Во-вторых, в случае, когда отпуск стал меньше, а работник не согласен с произошедшими изменениями, он может обратиться в областную государственную экспертизу условий труда и потребовать повторной проверки.

Сверх восьми — в двойном размере

Периодически приходится работать по 13, а то и 14 часов в день. Можно ли это считать переработкой и как в таком случае должна производиться оплата труда?
— Продолжительность рабочего дня не должна превышать
12 часов, поэтому 13—14-часовой режим однозначно является нарушением. Причем если в организации не практикуется суммированный учет рабочего времени, то разница между фактическими 12 и нормативными 8 часами смены считается сверхурочными. А значит, должны соблюдаться определенные условия. Первое — увеличение продолжительности дня отражается в графике и учитывается в табеле использования рабочего времени. Второе — переработка компенсируется отгулом или оплачивается в двойном размере. А если это были выходные или праздники и работа производилась сверх месячной нормы времени,  то и вовсе в тройном.
Впрочем, бывают случаи, когда наниматели сознательно искажают информацию и в табеле вместо тех же  14 часов ставят 12. Это позволяет руководителям организаций и предприятий формально не нарушать законодательство. Однако доказать “подлог” достаточно просто. Работник может обратиться в суд и использовать показания свидетелей.

Долги плюс компенсация

Молодой человек с мая не получал зарплату. 2 августа уволился, но окончательный расчет с ним так и не произвели. Более того, трудовую книжку и справку о начисленной заработной плате выдали только 20 августа. Как взыскать собственные деньги с нанимателя-должника?
— Окончательный расчет с работником должен производиться в день его увольнения. Если этого не произошло, работник вправе обратиться в суд с иском о взыскании  заработной платы и предъявить справку о начисленной, но не выданной сумме. Главное — сделать это в течение трех месяцев после увольнения.
Кроме того, наниматель обязан будет выплатить бывшему работнику его средний заработок за каждый  день просрочки.

Потерянная зарплата

Достаточно распространенная ситуация: женщина работала вольнонаемной в российской воинской части, затем гарнизон покинул территорию Беларуси, а документы в архивах нашей страны не сохранились. И соответственно представить справку о заработке за этот период человек не в состоянии. Как результат, уменьшился индивидуальный коэффициент и, несмотря на большой стаж работы, получается почти минимальная пенсия.
— Если у работника при начислении пенсии встречается так называемый период с нулевым заработком, то в итоге получится маленький индивидуальный коэффициент. Единственный выход в таком случае — искать документы. Иначе сделать перерасчет коэффициента невозможно. Бывшим военнослужащим в первую очередь стоит обратиться в архив Министерства обороны. Если оттуда придет отрицательный ответ, следующий шаг — направить запрос в Подольск, в Россию. Именно там, как правило, хранятся все документы белорусов, служивших в российских частях.
А дальше у ситуации может быть два варианта развития. Получив положительный ответ, человек  приходит в пенсионный отдел, и ему сразу же производят перерасчет индивидуального коэффициента. А если документы так и не будут найдены, пенсионер имеет право обратиться суд. И недостающий заработок могут установить уже в судебном порядке  — на основании удостоверений, где указаны какие-нибудь денежные взносы. Это, к примеру, комсомольский, партийный  или профсоюзный билет.
Хочется обратить внимание на один существенный нюанс. К сожалению, ждать ответа из Подольска приходится очень долго — как правило, около двух лет. Так что  побеспокоиться о необходимых документах бывшим военно-служащим, для которых актуальна эта проблема, лучше заранее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter